Примерное время чтения: 4 минуты
109

Банкроты-богачи

Сейчас порядка 20 преуспевающих предприятий области находятся на грани банкротства. Заводы, фабрики и колхозы, которые способны давать устойчивую прибыль, скоро пойдут с молотка. Деньги и активы "доходных банкротов" окажутся в руках компаний, у которых не получилось завладеть предприятием законным путем.

А ВСЕГО в Московской области 711 предприятий проходят процедуру банкротства. Сколько из них оказалось на грани краха по криминальным причинам - не скажет никто. Общая задолженность давно перевалила за 6,5 млрд. руб. За прошлый год было возбуждено 20 уголовных дел по фактам криминального банкротства. С начала 2005 г. - уже 19.

Схема действует безукоризненно

ОБЪЯВИТЬ себя банкротом готовится Подольский электромеханический завод. Пару лет назад он приносил стабильную прибыль. А потом руководство решило поставить современную систему охраны, поменять коммуникации. Все это высосало из предприятия немалое количество денег и подтолкнуло к процедуре банкротства. Сейчас долг завода составляет 0,5 млрд. руб. В похожей ситуации оказался и Ступинский картонно-полиграфический комбинат, который также скоро пойдет с молотка. До последнего борется бывшая гордость района - Ступинский металлургический комбинат. Но и он наверняка скоро окажется на грани уничтожения.

Схема криминального банкротства проста: через фирмы-однодневки с компанией заключается заведомо убыточный контракт. Затем "подчищаются" доходы. В результате некогда прибыльное предприятие не в состоянии выплачивать даже зарплату сотрудникам. Потом имущество и активы предприятия скупаются за копейки. В свое время точно такая же схема применялась и в столице: группа компаний сознательно банкротила предприятия, расположенные в центре города, чтобы воспользоваться их дорогостоящими зданиями и землей. Столичное правительство нашло способ заставить компании работать в рамках закона. Почему же эти правила не действуют в области?

"Количество возбужденных уголовных дел было бы гораздо больше, - говорит начальник отдела ОРЧ УБЭП ГУВД Московской области Олег Мельников, - если бы были приняты соответствующие законы и механизмы. Обычно уголовные дела возбуждаются на основании заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства, которое раньше выдавала Федеральная служба по финансовому оздоровлению. Сейчас эта служба указом президента упразднена, а ее полномочия переданы в налоговую службу с интересной формулировкой: "Имеет право проведения экспертиз". С начала года налоговики не составили ни одного заключения. Как же нам работать?"

Наказание - курам на смех

В ПРОЦЕССЕ криминальных банкротств есть еще один любопытный момент. По закону несостоятельному предприятию полагается арбитражный управляющий, который должен провести ревизию и решить, что делать дальше: начать процедуру банкротства или заняться оздоровлением производства. Как правило, все арбитражные управляющие предпочитают банкротить. Например, руководитель ЗАО "Болшевский текстиль" (г. Королев) Иван Сычев был приговорен к одному году условно за то, что заключил заведомо убыточную сделку на поставку сырья, а когда пришла пора платить, объявил, что денег у комбината нет. В результате основная часть имущества досталась концерну "Ростекстиль". Этот же концерн практически скупил через банкротство ЗАО "Реутовская мануфактура".

Обвинить этих людей в нечистоплотности сложно. Дело в том, что все они... частные предприниматели, которые прежде всего заботятся о собственной прибыли, а не о государственных делах. Правоохранительные органы и чиновники даже знают те организации, в которых состоят наиболее активные управляющие: "СРО арбитражных управляющих ЦФО", "Московское СРО профессиональных арбитражных управляющих", СРО "Паритет" и СРО "Байкальская лига". Только что толку? Если уголовное наказание за криминальное банкротство - 1 год условно, можно и дальше заниматься этим бизнесом. А за 5 лет в Московской области вообще только два дела дошло до суда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно