Примерное время чтения: 4 минуты
77

Завод заводу рознь

В Москве 1350 крупных и средних предприятий. Такого количества нет ни в одной цивилизованной столице. Причем 84% из них низкорентабельны или не приносят прибыли.

САМЫЕ главные столичные предприятия строились в 30-50-е гг. - эпоху всеобщей индустриализации - хаотично, в основном без учета развития города и его дальнейшей застройки. Поэтому у границ Центрального округа, например, сегодня оказался Шарикоподшипниковый завод, а автомобильный гигант "ЗИЛ" растянулся вдоль Москвы-реки. Но индустриализация давно прошла, рухнул и прежний строй. Госзаказы прекратились, технологии устарели, заводы начали терпеть убытки и вставать (например, конвейер "Москвича" замер еще 3 года назад), зато земля под ними - ДОРОЖАТЬ. Сначала это поняли частные предприниматели и стали охотиться за акциями бедствующих предприятий. По данным депутата МГД Ирины Рукиной, только за последние два года 48 предприятий подверглись недружественному поглощению, а более 20 исчезли полностью.

Но потом выгоду оценило и само правительство, только стало действовать более цивилизованно. Освобождая дорогую землю в центре, предприятия будут не закрываться а переводиться на окраины. Параллельно модернизируют оборудование, что, по мнению разработчиков программы, не имеет смысла делать в старых стенах. Определены 26 новых промзон. Первая зона может появиться через пару лет в районе метро "Планерная". В этом месте объединятся предприятия машиностроения и металлообработки.

Освобождая дорогую землю в центре, предприятия будут не закрываться, а переводиться на окраины

ЧТО предприятия вырвали из рук поглотителей, несомненно, плюс. Но вряд ли оттого, что заводы перевезут с места на место, они станут рентабельными. Один из доводов защитников сохранения столичных предприятий: там трудится более полумиллиона человек. И если оставить людей без работы, в городе возникнет социальная напряженность. Но, с одной стороны, за предприятием их персонал в полном составе не потянется. Не все москвичи согласятся ездить за тридевять земель, микрорайоны-то раньше строились рядом с заводами. Значит, социальная напряженность все равно возникнет. А с другой стороны - внушительная часть работающих - жители Подмосковья! По словам депутата Мособлдумы Ивана Жука, за последние 15 лет области нанесен невосполнимый ущерб, потеряны десятки тысяч рабочих мест. В итоге каждый день на столичные предприятия едут тысячи жителей области. Не проще ли московским властям перевести ряд предприятий столицы в Подмосковье? Ведь существует, причем успешно, под Сингапуром промышленная зона, где каждый день трудятся 500 тыс. рабочих. Но Москва не спешит избавляться от своего, пусть и низкорентабельного имущества.

Цивилизованные столицы давно перешли на другие статьи доходности бюджета

"ИЗБАВИТЬСЯ от прома? Полный абсурд, - считает Ирина Рукина. - Никто не говорит, что в городе должны быть литейные заводы, опасное и вредное производство. Мы уже практически избавились от металлургии, гальваники, химии. Правда, есть еще нефтеперерабатывающий завод, но он дает городу очень большие доходы. Если его перевести в другой регион, Москве придется за большие средства покупать продукты нефтехимии. Нам важно, чтобы производство оставалось в городе, было экологически чистым и давало новые рабочие места".

Конечно, производство должно быть в городе. Но какое? Цивилизованные столицы давно перешли на другие статьи доходности бюджета. Кивать на то, что Москве от социалистической эпохи достались предприятия, - вот это абсурдно. В том же Лондоне от времен индустриализации осталось много предприятий, только это не помешало переориентировать бюджет и производство на то, что поистине нужно горожанам. Главной стала туриндустрия. Почему бы и нам не провести инвентаризацию столичных предприятий, неужели городу нужны все 1350? Есть 15,7% рентабельных. Сохраните их и те, которые нужны для функционирования большого города. А вот остальные можно было бы перебазировать в Подмосковье. Собственностью делиться жалко? А вбухивать бюджетные средства в нерентабельное производство не жалко? В Москве должны появиться и новые предприятия, связанные с туриндустрией (наш главный козырь - столичность!) и сферой услуг. Только почему-то опыт других мировых столиц нас не вдохновляет...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно