Примерное время чтения: 6 минут
58

Дела семейные (22.03.2005)

В столице в рамках одной семьи хорошо уживаются только два вида предпринимательства: попрошайничество и шоу-бизнес. Почему же широко представленное на Западе семейное предпринимательство не развито в Москве?

ДОМАШНИЕ сыры, молоко из-под коровы, свежий хлеб только что из печки, парное мясо, ручная стирка тонкого белья, мебель ручной работы... Эти товары и услуги вам предложат в любом городе Европы. Их производит семейный мини-бизнес: муж и жена вместе, к примеру, пекут круассаны и булочки, их дети прислуживают в небольшой кофейне при пекарне. От приятного обслуживания, вкусной, почти домашней еды не отказались бы и москвичи. Но вместо этого у нас процветают булочные советского типа, на рынках приходится покупать обветренное мясо, а кофейни и рестораны в основном сетевые. В столице в отличие от Европы всего несколько сотен малых семейных предприятий.

Среди москвичей всего 5% прирожденных предпринимателей

ЧТОБЫ найти представителей семейного мини-бизнеса, нужно долго и упорно искать. Как правило, в каждой сфере есть одно-два таких предприятия. Не больше. Например, супруги Копыловы Елена и Юрий, оба стоматологи, открыли совместную консультацию. Братья Брусковы создали общество с ограниченной ответственностью и держат несколько точек общественного питания в столице. Семейное предприятие ООО "Редингот" шьет одежду для верховой езды. "До революции этот вид бизнеса был развит у нас даже больше, чем в Европе, - комментирует Виктор Волков, председатель Комиссии МГД по предпринимательству. - Многим предприятиям удалось сильно разрастись. Вспомним хотя бы Сытинское издательство, компании Тучкова и сыновей, купцов Шустова, Смирнова. В Мещанском районе Москвы было множество магазинчиков и лавок, которые содержались силами одной семьи. Но в советское время все они вымерли".

За время советского "перерыва" малое предпринимательство потеряло начальный капитал (средства, которые можно было бы передавать от сына к отцу и строить на них свое дело) и традицию. Преемственности нет, и каждой семье приходится начинать работу с нуля. Как считают специалисты, на формирование новых традиций и капитала уйдет как минимум 50-100 лет. Если начать сегодня.

Разорение мини-бизнеса - для столицы норма

НА ЗАПАДЕ главой семьи и бизнеса является мужчина. Но у нас социально-половые роли подменены: в семье лидер - женщина, а в бизнесе чаще всего мужчина. При таком раскладе личная жизнь супругов превращается в ад. Все кончается развалом и семьи, и бизнеса. А до развития институтов брачного контракта, распределения семейных обязанностей и доходов нам еще очень далеко. Для того чтобы фамильное дело удалось, нужно, чтобы все члены семьи были способны к предпринимательству. Такое сочетание встречается очень редко. По статистике, к бизнесу способны всего 5-7% людей. А в Москве этот процент еще ниже. В Германии, где главное для человека - порядок и работа, и в Японии, где принято брать неделю отпуска в год и работать по 20 часов в сутки, такой показатель значительно выше. И семейный бизнес в этих странах - самый развитый.

"Большинство москвичей искренне убеждены в том, что бизнесом может заниматься каждый, - считает Анатолий Коротич, замруководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. - К нам приходят письма, в которых люди пишут: "Я начала заниматься бизнесом, дайте мне денег и объясните, что мне делать". Смешно и грустно... Для создания семейного бизнеса его участники должны иметь предпринимательскую квалификацию". На образование предпринимателей (которые, казалось бы, сами должны зарабатывать деньги!) город ежегодно тратит 130 млн. руб. Но это еще полбеды. Ведь такое обучение часто ни к чему не приводит. Недавно разорилась одна семейная компания, торговавшая фруктами на рынке. Для покупки машины они взяли кредит под квартиру. Сами не знали, как лучше подойти к делу. В результате сейчас остались на улице. Сын беспризорничает, дочь пришлось отдать в детский дом. Муж совершил попытку самоубийства... И такие случаи для столицы - норма.

В торможении семейного бизнеса виновна не только наша неспособность к предпринимательству, но и неразумные законы. Львиная доля мини-бизнеса, который мог бы развиваться на легальных рельсах, сегодня медленно загнивает в тени. Государственная налоговая политика способна задушить любое предпринимательство. Бабушка Надя П., ее муж и дочь весь год торгуют овощами, соленьями и картошкой - продуктами со своего огорода. Летом продукты продают, поставив переносной столик прямо на кромке Рязанского шоссе недалеко от дома. Зимой ездят на рынки в Выхино и Люберцы. Официально оформлять такой бизнес нет никакого смысла, потому что раньше господдержки (за которую придется платить непомерные налоги) придет рэкет и отнимет у семьи последнее. Те же соображения заставляют оставаться в тени, например, предпринимателей с одного из рынков. Отец торгует антеннами, а его сыновья помогают устанавливать их покупателям.

Даже льготы не могут заставить семейный бизнес оживиться

МОЖНО очень долго отговариваться: для создания семейного бизнеса не приспособлен наш менталитет, сложны экономические условия. Но в малом предпринимательстве есть необходимость, и это факт. Городу, например, нужно около 2 тыс. точек шаговой доступности, предоставляющих населению бытовые услуги (таких, как ремонт обуви или бытовой техники). На оживление этого сектора экономики за счет бюджета города потребуется 120-150 млн. руб. Таких денег у Москвы нет. Но эту нишу мог бы занять семейный бизнес. Только где он? Даже несмотря на то что власти предложили предприятиям льготы на аренду помещений, скидки на оплату за пользование городскими коммуникациями, субсидии на понижение кредитной ставки, бизнес шевелиться не спешит.

Свято место пусто не бывает. Пока коренные москвичи раздумывают, на рынок приходит "приезжий" бизнес. Так, рыночная торговля - один из наиболее прибыльных секторов, где мог бы реализоваться семейный бизнес, - уже полностью занята предпринимателями с Кавказа. Палаточная торговля тоже оказалась в их руках. Особенность бизнеса по-кавказски в том, что капитал сосредотачивается уже не в кошельке семьи, а в денежной базе клана. Где уж тут устоять нашим хилым семейным предпринимателям...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно