Примерное время чтения: 5 минут
119

Сергей Соловьев не хочет догонять Америку

ОКАЗЫВАЕТСЯ, сегодняшние школьники с интересом смотрят старый советский фильм о Зое Космодемьянской.

ОБ ЭТОМ рассказал режиссер Сергей СОЛОВЬЕВ по окончании III Международного фестиваля кинодебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске, который он придумал, встретив понимание местных властей, и стал его президентом.

- Не многовато ли у нас фестивалей? Только одних международных в России - 18!

- Да, есть огромное количество фестивальной "пены". Иные фестивали превратились в игрушку для десятка интеллектуалов. Где-то царствует всемирно-фестивальная пошлость и глупость: ах, мы так ждали приезда Шэрон Стоун, и она, ко всеобщему счастью, приехала, помахала нам ручкой из авто, поулыбалась! Все это каннская пошлятина.

Необходимо, чтобы фестивали были прежде всего обращены к зрителю, старались по возможности заменить кинопрокат. Чтобы люди знали, что российское кино живет, снимаются хорошие фильмы, в том числе молодыми режиссерами. И еще важно - нравственный смысл, сверхидея фестиваля. Вот у нас полтора часа школьники смотрели фильм "Зоя" о Космодемьянской 1944 г. (в фестивальной программе мы показывали старые советские фильмы о войне). И как они смотрели! Нужно вспомнить, кто мы такие. Ведь мы удивительно бездарно умеем забывать свое прошлое, своих гениев. А ведь у нас великая история, кинематография. Какие имена мирового уровня - Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев, Довженко! А мы сидим и головы ломаем, как бы нам по кассовым сборам переплюнуть какую-нибудь голливудскую "Шлюху с Уолтер-стрит". Бред! Надо уважать себя.

- Вы много занимаетесь молодыми, дебютантами. Зачем? У них ведь уже американизированное сознание: все рвутся в Голливуд!

- Во ВГИК теперь принимают на режиссерский только после школы, 17-летних. И они часто на вопрос, что ты смотрел в последний раз из нашего кино, отвечают такое, что уму непостижимо. Вот и надо бы еще в школах внедрить курс, факультативный - "история отечественного кино". В Ханты-Мансийске такой курс в одной из школ мы организовали. "Мосфильм" подарил фильмотеку, подарили и аппаратуру для показа фильмов. И представьте - сидят ребята и смотрят наши старые фильмы! Значит, уже запомнят, что-то осядет, останется. А почему помогаю молодым... Понимаете, самое страшное время - после окончания ВГИКа, сам это пережил. Такое ощущение, что ты никому не нужен, все места уже заняты.

А ведь необходимо, чтобы начинающего заметили, узнали имя, увидели его работу. Да, я нередко вижу, как молодые рвутся изо всех сил сделать "как в Голливуде", озабочены только коммерческими перспективами. Идет такая самодеятельность вгиковцев по присасыванию к коммерческому процессу в кино, все стремятся сделать жанр - триллер, боевик.

Искусство - это когда ты знаешь, чего никто не знает, и об этом снимаешь. Миром правит душа, а деньги... промолчу, чем. А русское искусство никогда не развивалось по жанрам. Россия - вот наш "жанр", в котором мы все живем. Такое ужасающе трудноопределимое пространство.

- Почему советский кинематограф был таким прибыльным? Киноточки по всей стране, от деревень до городов!

- И еще в воинских частях и в исправительных учреждениях, десятки тысяч! Билеты - по 5 коп. Но это был действительно абсолютно рыночный кинематограф. Он отвечал разным вкусам - вот что важно. Одни наслаждались Тарковским, и на его фильмы очереди выстраивались. Другие смотрели Озерова или Бондарчука. А уж над фильмами Гайдая хохотали все. Была гигантская многослойная система. Снимались и "Сталкер", и "Бриллиантовая рука". Был мощный массовый кинопрокат. А теперь мы ввели рыночную экономику - и имеем абсолютно дотационное кино! Рынок кинопрокатный то ли продали, то ли подарили американцам.

Вот был я в Китае, на Шанхайском кинофестивале. Там узнал - в год по стране идет всего 16 американских фильмов: смотрите другие их фильмы на видео, пожалуйста! А 98 процентов - национальное кино, потому что они хотят оставить Китай Китаем, и китайское кино - китайским. Отсюда - уважение, интерес и у американцев к этой стране: они начинают изобретать, как бы пробиться в их прокат? А наше государство, вкладывая деньги в наше кино, не хочет вкладываться в наш же прокат, то есть в возвратную по сути систему. Один уважаемый киновед написал, что Голливуд вытащил наше кино из пучины. Да не хочу я, чтобы меня тащили! Почему государство-то не хочет заработать? Если это у нас называется рыночная экономика, коммерция, то...

В Германии - один зал в мультиплексе, где гонят блокбастеры, но обязательно - два небольших, только для интеллектуального и национального кино. У нашего же зрителя чаще всего нет возможности увидеть за нормальные деньги отечественный фильм, нет поэтому и выбора.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно