Примерное время чтения: 6 минут
92

Без штанов, но в шляпе

МОСКВА - город с высоким уровнем интеллектуальности. Здесь сконцентрирована элита страны. Но почему тогда представители этой когорты не убирают дерьмо за своими собаками на улицах, оставляют пустые пивные бутылки в вагонах метро, писают у метро рядом с кабинкой туалета или ездят по встречной полосе?

Для того чтобы ребенок не плевал на пол, нужно, чтобы пол был чист.

Андрей КУСАКОВ, юрист:

- КАКАЯ в Москве может быть бытовая культура! Ее можно вдолбить в головы людей, только если сказать им: "За это тебя сильно накажут". А наши штрафы вызывают смех даже у куриц. В Европе, например, за превышение скорости можно заплатить безумную сумму, потому что штраф вычисляется в пропорции от зарплаты. А если ты откажешься раскошеливаться, то тебя обязательно найдут и впаяют штраф на порядок больше. Я уверен, в Москве штрафы и законы не изменятся никогда, потому что у нас главный нарушитель - сама власть. "Не ездите по встречной полосе! Не паркуйте машины в неположенных местах". Нужно объяснять, кто первый плюет на эти правила?

Александр БАЙРАМОВ, историк:

- В ПЕРВЫЕ годы советской власти были уничтожены, подавлены или удалены из страны носители культуры. Я имею в виду не только дворянство или интеллигенцию - высокой бытовой культурой обладали и квалифицированные рабочие, и крестьянство. Русский крестьянин был чистоплотен, аккуратен, рачителен, именно крестьянство формировало облик России - к 1913 г. оно составляло 85% населения страны. Советская власть, установив диктатуру пролетариата, допустила в сфере культуры очень серьезную ошибку. Дело не в том, что пролетариат по определению не способен создавать культурные ценности. Он не способен быть носителем бытовой культуры, поскольку это противно его природе. В результате форсированная образовательная политика СССР дала нам жуткий гибрид - циничный и бескультурный выходец из среды пролетариата, получивший высшее образование на мировом уровне. То, что Солженицын назвал "образованщиной" - ученый с культурой пролетария, или, если сказать совсем грубо, - "без штанов, но в шляпе".

Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:

- ЕЩЕ Антон Макаренко говорил: для того чтобы ребенок не плевал на пол, нужно, чтобы пол был чист. А у нас часто получается так, что одним окурком больше, одним меньше - ничего не изменится... Здесь есть и вина городских коммунальных служб. Приучать москвичей к культуре быта нужно с помощью новых технологий. Скоро на улицах появятся автоматы по сбору мусора. Это устройство платит всем тем, кто сдает банки из-под пива и колы. Но важно не только поощрять, но и наказывать людей за мелкие проступки. Сейчас выносится на обсуждение "Кодекс г. Москвы об административных нарушениях". Он позволит урегулировать некоторые бытовые ситуации: например, мы установим наказание за выброс мусора с балкона или из окна машины.

Сергей ЕСИН, ректор Литинститута, писатель:

- ИМЕННО в России зародилось понятие "интеллигентность". Она формируется наследственностью, воспитанием, духовными свойствами самого человека. Это особый тип мышления, который сегодня подменяется внешней атрибутикой интеллигентности: вот Москва, вот библиотеки, вот театры, вот кино. Противоречие между формой и содержанием стало характеристикой нашей жизни. Замечательно красивые девушки - дикторы телевидения. Но какие чудовищные ошибки они делают! Видно, что-то недочитала, что-то не знает, что-то недопоняла. Культура формируется не зазубриванием цитат, а приобщением к знаниям, опыту и миру живших до тебя людей. Допустим, вы живете в подвале, на вас вода из прохудившейся трубы капает, а по телевизору показывают роскошный кремлевский интерьер. Возможно, вы пойдете и бросите окурок на вылизанную брусчатку Красной площади: "Нате вам!"

Получить знания или профессию еще не значит стать образованным человеком.

Екатерина СЕЛЕЗНЕВА, главный хранитель Третьяковской галереи:

- К СОЖАЛЕНИЮ, у нас нет культуры общения, которая основана на уважении к личности другого человека. Толерантность - одна из важных характеристик существования гражданского общества, которого у нас до сих пор нет. Как государство относится к своим гражданам, так и они относятся к обществу и друг к другу. А в нашей стране человек - это статистическая единица, неодушевленное существо, которое можно переселить, лишить сбережений. Вот сообщили, что в Подмосковье будут ходить новые электропоезда. Но на тех линиях, где появляются вандалы, оставят старые, без сидений, с разбитыми окнами. И терпеть это будут обычные пассажиры!

Культура формируется приобщением к знаниям, опыту и миру живших до тебя людей.

Элина БЫСТРИЦКАЯ, актриса:

- ДЛЯ меня культура общественного поведения прививается не только в школе и в институте, а чаще всего в семье и передается от поколения к поколению. Есть семьи, где дети воспитываются, исходя из верных нравственных ориентиров. Но, к сожалению, так происходит не во всех семьях. А, например, в школе нет предмета "этика", очень мало добрых детских программ. В головы ребят проникает массовая антикультура. Она прививается очень легко. И дети начинают плевать на улице, ругаться матом, курить, преграждать дорогу слабым.

Александр АСМОЛОВ, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук:

- О ЛЮДЯХ, которые не умеют себя вести, но при этом закончили вуз, вряд ли можно сказать, что они принадлежат миру культуры. Увы, интеллектуальный человек и интеллигентный человек - далеко не всегда совпадающие в реальности. Важный критерий образования как ращения личности - умение увидеть мир глазами другого человека, способность представить, что было бы со мной, если бы я был на ином месте. Если нам сегодня удастся перестроить обучение в школе и в вузе, учитывая, что один из принципов образования - не получение знаний, а приобщение к ценностям культуры достоинства, то мы с большей вероятностью будем жить в мире культурных людей.

Михаил НОСОВ, замдиректора Института Европы РАН :

- СО ВРЕМЕНИ падения Константинополя произошло разделение культур на европейскую и азиатскую. Нам, к сожалению, больше досталось от Азии. И мы до сих пор ощущаем это. В Азии cегодня многое изменилось. У нас - нет. Вспомним Японию, которая в 60-х гг. была очень грязной. Правительство это осознавало и перед Олимпийскими играми 1964 г. начало внедрять в сознание людей, что Япония - дорогая сердцу каждого жителя страна. И она должна быть чистой. Результат не замедлил сказаться: раньше в Токийском заливе плавали консервные банки, теперь - лебеди. Сегодня не слишком жалуют слово "пропаганда". Но ведь нужно объяснять людям, что можно и нужно, лучше и удобнее жить иначе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно