aif.ru counter
23

"Трансвааль": точка не поставлена

Статья из газеты: АиФ Москва № 6 09/02/2005

Эта трагедия заставила усомниться почти во всем, чем Москва гордилась в последнее время. Рухнувшая крыша столичного аквапарка не только унесла жизни 28 человек (более 100 получили ранения), но и "подставила" многие другие здания - красивые, современные, недавно построенные. Власти города назвали произошедшее крупнейшей техногенной катастрофой. Приостановили действие лицензий архитектурной и строительной компаний, которые участвовали в строительстве "Трансвааль-парка". В причинах аварии долгое время разбиралась техническая комиссия. Прошел год. Что изменилось за это время?

ЭТА трагедия заставила усомниться почти во всем, чем Москва гордилась в последнее время. Рухнувшая крыша столичного аквапарка не только унесла жизни 28 человек (более 100 получили ранения), но и "подставила" многие другие здания - красивые, современные, недавно построенные. Власти города назвали произошедшее крупнейшей техногенной катастрофой. Приостановили действие лицензий архитектурной и строительной компаний, которые участвовали в строительстве "Трансвааль-парка". В причинах аварии долгое время разбиралась техническая комиссия. Прошел год. Что изменилось за это время?

Кто виноват

КОГДА "Трансвааль-парк" летом 2002 г. открывали, говорили, что архитекторы придумали его, посмотрев множество фильмов и фотографий аналогичных спортивных сооружений. В Европе и США аквапарки существуют более 30 лет. У нас же ничего подобного никогда не было. Хотя... Так и не достроенный аквапарк на Аминьевском шоссе задумывали гораздо раньше. Его планировалось открыть еще в 1999 г. Но не хватило 55 млн. долл. (всего требовалось 120 млн. долл.). Говорили, что их украли.

Аквапарк в Ясеневе обошелся в 40 млн. долл. Но не дешевизна стала причиной обрушения. Версий трагедии было много. Главный прокурор Москвы исключил самую страшную - террористическую. Техническая же комиссия, проработавшая полтора месяца, признала ошибки проекта как вероятную причину разрушения аквапарка. Не дожидаясь выводов следствия, с владельцем "Трансвааль-парка" пытались судиться пострадавшие. Пережитое они оценивали в разные суммы - от 14,5 тыс. руб. до 3 млн. долл. Тяжбы продолжаются до сих пор.

Сегодня "Трансвааль-парк" по-прежнему принимает посетителей. История второго открытия потрясла Москву не меньше самой трагедии. Еще не успели завянуть поминальные цветы на развалинах, как комплекс заработал вновь. Столичные власти говорили, что возобновление работы возможно лишь после проверки конструкций оставшегося здания. Судя по тому, что развалины не убраны до сих пор, проверка не закончена?

Нужны ли аквапарки?

ПОСЛЕ "Трансвааля" был составлен список из 45 зданий, рекомендуемых к дополнительной проверке. Среди объектов значились административно-складские помещения и торгово-культурные центры, автодорожные тоннели и пешеходные мосты, высотные здания и стадионы. Проверили первый пусковой комплекс Московской монорельсовой дороги, территорию спорткомплекса "Лужники", тоннельно-эстакадный участок Третьего транспортного кольца в районе Лефортово, первую очередь ММДЦ "Москва-Сити", аквапарк на Черкизовской, стадион "Локомотив", Дом музыки, спортивный центр Владислава Третьяка в районе Митино, новую гостиницу, строящуюся на месте бывшего "Интуриста", и пешеходный мост от храма Христа Спасителя. Мелкие технические замечания у проверяющих были, но к причине проведения обследований они отношения не имели. Так что один результат аквапарк все же дал: москвичи на какое-то время успокоились. Ведь после трагедии казалось, что безопасных мест в Москве почти нет.

Может быть, потому, что никаких претензий к строителям и архитекторам после этой проверки предъявлено не было, а может быть, из-за того, что власти не любят отказываться от своих амбициозных планов, но строить аквапарки в Москве будут. В Генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 г. запланировано строительство 19 новых. Городские власти не теряют надежды достроить даже тот, самый первый, на Аминьевском шоссе. Есть планы и в отношении "Трансвааль-парка". В будущем аквазону собираются увеличить в два раза!

Но из запланированных аквапарков до финишной прямой дошли единицы. Нет денег? Возможно. Найти инвесторов непросто, про бюджетную поддержку строительства аквапарков пока никто не заикается. Строители же видят другие причины: нет у нас специалистов, способных спроектировать такое сооружение. Именно поэтому случилась трагедия. И именно поэтому строительство большинства аквапарков заморожено. Кстати, архитекторы и конструкторы, проектировавшие "Трансвааль-парк", продолжают работать. А владельцы всего комплекса обещали: когда следствие будет закончено, они подадут иск к Госстрою. Ведь больше всех в трагедии виновата система. Госстрой за последние годы разработал всего несколько новых строительных норм и правил (СНиПов). Устаревшие же СНиПы дают проектировщикам ошибочные ориентиры, которые расходятся с экспериментальными данными на 200-300%. Нормы должны регламентировать строительство всех уникальных объектов, но как они могут делать это, если понятие "аквапарк" отсутствует как класс? Зарубежные же правила строительства можно использовать лишь с поправочными коэффициентами: они ведь не привязаны к нашим климатическим условиям.

Размер имеет значение

ЕВРОПЕЙСКИЕ строители аквапарков давно просчитали идеальные размеры. Чтобы комплекс водных развлечений был рентабельным, площадь его не должна превышать 12 тыс. м2, а зеркало воды - 1 тыс. м2. Строительство аквапарка с такими параметрами обойдется примерно в 30 млн. долл., а окупится уже через несколько лет.

"Трансвааль-парк" же имел общую площадь 20 тыс. м2, площадь зоны водных развлечений - около 7 тыс. м2. У его владельцев, которые менялись, были проблемы с кредиторами. Недостроенный аквапарк в международном деловом квартале "Москва-Сити" должен был быть еще больше. Кроме водных аттракционов там планировались рестораны, кафе, торговые галереи и... две башни с пятизвездочной гостиницей, офисным комплексом и паркинг на 500 машиномест. По плану строительства "Москва-Сити" аквапарк должен был стать первым реализованным объектом, но не стал: строительство началось в 2000 г., но в начале 2003 г. было заморожено. Может быть, потому, что было слишком грандиозным? Бюджет аквапарка - 230 млн. долл., на "разморозку" требуется около 150 млн. долл.

На самом деле действительность такова, что удается строить без задержек и без проблем с финансированием лишь небольшие водные объекты: без сложных аттракционов, больше похожие на бассейны с элементами аквапарков. Их возводят при спортивных комплексах, стадионах, фитнес-центрах или встраивают в инфраструктуру в районах массовой застройки. Но понятно, что все желающие попасть в них не смогут. Комплексы больше фукционируют как спортивные школы, в фитнес-центрах действует клубная система. Но что же делать, если только так можно быть уверенными в безопасности? Аквапарки в СНиПах отсутствуют, а вот бассейны по ним строят давно и успешно.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Что стало причиной столкновения автобуса со стеной магазина в Перми?
  2. Привлекут ли к ответственности родителей пропавшего в омском лесу мальчика?
  3. Почему в рыбных консервах мягкие кости?