aif.ru counter
35

Бегство от выбора

АиФ Москва № 44 03/11/2004

КАЖДУЮ неделю мы ходим в супермаркет. Вроде бы пустячная вещь, но поход в магазин за продуктами превращается в многочасовую изматывающую процедуру. Ассортимент товаров составляет десятки тысяч наименований! Как выбрать на этих уходящих к горизонту полках то, что нам нужно, среди десяти сортов гречки, двух десятков видов чая и макарон, разноцветных упаковок молока и кефира? В такой ситуации человек становится похож на буриданова осла. (Если помните, это животное не в силах отдать предпочтение какой-либо копне сена в конце концов умерло голодной смертью.)

ВСЯ наша жизнь превратилась в сплошной выбор - cорта пельменей, тарифного плана, места проживания, жизненной стратегии... Раньше выбор делало за нас государство: распределяло на работу после института, давало типовое жилье, назначало оклад, выше которого не прыгнешь. Сейчас мы вроде бы предоставлены самим себе. Возникает резонный вопрос: а оно нам надо? Умеем ли мы (и главное, хотим ли) жить в условиях перманентного выбора? И не этими ли условиями продиктованы недуги медицинского характера: неврозы, стрессы, маниакально-депрессивные психозы, о тенденциях роста которых в Москве все громче говорят специалисты?

"Что такое хорошо..."

"КОНЕЧНО, столица отличается от других регионов большим разнообразием товаров и услуг, и это обстоятельство отражается на поведении и психологии москвичей, - утверждает зав. кафедрой факультета психологии МГУ, доктор наук Александр Асмолов. - Одним из последствий жизни в таких условиях может стать разорванность сознания: оно как бы становится дробным, со временем человек теряет ориентиры, перестает понимать, "что такое хорошо и что такое плохо". Разорванность сознания - отличительная черта жителя мегаполиса".

Видимо, это и имеют в виду, когда говорят: "город засасывает, город перемалывает". Но человеческая психика ищет механизмы защиты. Не желая тратить столько времени и сил на поиск необходимого товара и, видимо, осознавая, что это небезвредно для их психического здоровья, многие москвичи начинают делать выбор походя, то есть не особо утруждают себя анализом ситуации. Скажем, чтобы выбрать модель сотового телефона, человеку приходится часами "бродить" по сайтам в Интернете, выискивая информацию и сравнивая характеристики различных "трубок". Либо звонить в салоны, консультироваться у продавцов, спрашивать совета у друзей. Понятно, что в этой ситуации проще довериться рекламе или интуиции. По этой причине, кстати, многие горожане предпочитают покупать товары какой-нибудь конкретной фирмы, будь то производитель техники, одежды или молока.

"Гомо советикус"

БОЛЬШИНСТВО москвичей "вышло" из СССР, ничего с этим не поделаешь. Кто думает, что наш менталитет сильно изменился за последние годы, тот ошибается. Мы любим рассуждать о загадке русской души, но почему-то упускаем из виду, что есть не менее загадочная душа - "советская". И почти в каждом из нас - в большей ли, меньшей мере - живет ее частичка, так называемый "гомо советикус". Зачем это скрывать? Надо честно себе в этом признаться.

"У "гомо советикус" есть три характерные особенности, - продолжает Асмолов. - Первая - вера в существование центральной власти, которая все знает, все понимает и все может. Отсюда многочисленные культы личности. Отсюда же и вторая особенность - поиск врага, ведь культ личности хорошо "работает" только в условиях конфликта. Врагов нам "назначали" постоянно, сейчас это, например, олигархи и люди определенных национальностей. Кстати, Россия - единственная в мире страна, влюбленная в свою конфликтность. Наконец, третья черта "советской души" - как раз бегство от выбора, свободы принятия решений. Вспомните расхожие фразы: "Сверху виднее", "Я человек маленький", "Сиди смирно, не высовывайся". Механизмы бегства от выбора вырабатывались поколениями, и сломать их непросто".

Да, несмотря на рыночное разнообразие всего и вся, подавляющее большинство современных москвичей предпочитает, чтобы выбор за них делал кто-то другой: рекламщики и пиарщики, страховые агенты и риэлторы, мэр города и даже мелкие чиновники. Конечно, молодым выбор дается легче: они люди новой формации и образа мыслей. А как быть поколениям отцов и дедов? Ведь многие из них всерьез полагают, что лучше был бы у нас дефицит и жизнь по разнарядке. "Свободу дали, а что с ней делать, не объяснили", - сетуют они. В самом деле, ни одна социальная программа не подразумевает психологических консультаций на эту тему. Неудивительно, что в супермаркете эти люди впадают в ступор, превращаясь в буридановых ослов.

Психологи советуют

ОСОБЕННО тяжело необходимость делать выбор переживают интраверты - люди, ориентированные внутрь себя, занятые самокопанием. Они долго мучаются, гадая: а правильно ли я поступаю? что мне это даст? выиграю или проиграю? На этой почве могут развиться тяжелейшие неврозы, не говоря уж о подавленном настроении, бессоннице и пр. Если вы интраверт, доверьте делать покупки другим членам вашей семьи. Не экспериментируйте с марками продуктов, определите для себя "любимые" сорта. Рекомендация для всех: перед походом в магазин или на рынок составьте список товаров. Лучше сразу указать марку и объем покупок.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы