Примерное время чтения: 5 минут
162

Москва - родина "тучерезов"?

ИСТОРИЯ высотных зданий в Москве скупа и немногословна. До революции строить выше колокольни "Иван Великий" было не принято, да и не нужно: земли хватало, а амбиции власти и богатых москвичей не выходили за стены дворцов в несколько этажей. Даже замки с бойницами у нас, в отличие от европейских столиц, не строили. Исключениями были Сухарева башня и первый небоскреб-"тучерез" - 10-этажный доходный дом в Гнездниковском переулке, выстроенный архитектором Эрнстом Нирнзее в 1912-1914 гг. Но в Америке в это время уже были Home Insurance Building (в Чикаго, 12 этажей), Park Row Building (в Нью-Йорке, 30 этажей) и Woolworth Building (в Нью-Йорке, 57 этажей).

Архитектурные фантазии

НО СОВЕТСКИЕ специалисты дали небоскребной архитектуре гораздо больше: еще в начале прошлого столетия русские конструктивисты спроектировали серии высоток, совершенно разных по виду, форме и дизайнерским решениям. Но получилось так, что бумажные небоскребы Ивана Леонидова, Владимира Кринского и Якова Чернихова "прижились" сначала в американской, а позже в европейской действительности. Не прижились лишь в... Москве. Приблизительно в то время Чернихов писал: "Если архитектурная фантазия сегодня кажется фантазией, то нет оснований думать, что в недалеком будущем она не станет действительностью". В конце ХХ века все смогли в этом убедиться: идеи небоскребостроения, некогда запредельно нереальные, были успешно реализованы. А Якову Чернихову повезло больше всех - одна из фантазий (см. фото 1) будет реализована... его внуком, московским архитектором Андреем Черниховым (см. фото 2). В России нужно долго жить, тогда обязательно до чего-нибудь доживешь.

В 20-30-е гг. у советских архитекторов не было возможностей и средств строить, они могли лишь мечтать. И громче всех это делал Яков Чернихов. Художник-архитектор, он большую часть жизни занимался вопросами теории конструктивизма, проблемами формообразования современной архитектуры, проектированием и строительством заводов и фабрик. В 1927 г. он организовал в Ленинграде собственную "Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм". Включившись в движение конструктивизма, когда уже прошла первая волна поисков, Чернихов издает книги своих архитектурных фантазий, принесших мировую славу: "Основы современной архитектуры" (1929-1930), "Конструкции архитектурных и машинных форм" (1931), "Архитектурные фантазии. 101 композиция" (1933). После издания последней книги по указанию Кирова в Аничковом дворце в Ленинграде была развернута выставка работ художника "2222 архитектурные фантазии". "Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимые начертания есть первая основа новой архитектуры", - объяснял Яков Чернихов. Наверное, всегда были архитекторы, которые, как бы ни назывались и в каких бы условиях ни работали, мечтали и фантазировали о большем, нежели могли осуществить.

Куда приводят мечты

ЯКОВ Чернихов и его коллеги знали о существовании американских небоскребов. Они приклеивали им свои славянские названия - "тучерезы"... Но только вообразите себе то время. Единого информационного пространства не было. Позволить себе сплавать через океан могли лишь единицы. Были только картинки в журналах. Представить масштаб сооружения в таком случае нереально. Можно было только нафантазировать. Но в середине 30-х гг., после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в идеологии архитектуры советской России, Яков Чернихов подвергся жесткой критике. Из библиотек были изъяты его книги, а уже склишированные труды не были изданы. Но архитектор продолжал мечтать. "Как-то на бульваре в перерывах между занятиями в техникуме он битый час рассказывал об архитектуре будущего 14-летнему мальчишке, - рассказывает Андрей Чернихов. - Это был Леонид Ламм. Он вырос, стал известным художником. Теперь живет в Америке". Из Советского Союза в свое время он не смог даже вывезти свои фантазии на тему фантазий Якова Чернихова.

"Когда мне следовало определяться с выбором профессии, начали расти пятиэтажки, - продолжает Андрей Чернихов. - Даже девятиэтажек еще не было. А чтобы строить пятиэтажки, не нужно быть архитектором. Я понимал это уже тогда. Но кто-то из ребят в школе как-то притащил французский журнал по современной архитектуре. Статья о конструктивизме там была заменена на другую, но иллюстративный ряд остался. И среди прочего там было несколько фантазий моего деда". Сейчас архитектурно-дизайнерская мастерская Андрея Чернихова проектирует жилой квартал в Северном Чертанове. Этот проект - посвящение русскому архитектурному авангарду в лице Якова Чернихова. Его фантазийную архитектуру повторить невозможно ни технически, ни художественно, но такая задача даже не ставится. Новый высотный комплекс воплощает дух знаменитых мечтателей.

Творчество многих современных архитекторов с мировым именем, таких как Хельмут Ян (Чикаго), Заха Хадид (Лондон) или Эрик ван Эгераат (Амстердам), сложилось под влиянием Константина Мельникова, Каземира Малевича, Якова Чернихова. Множество современных архитектурных приемов последних десятилетий выделено из фантазий конструктивистов. И прямые цитаты-дома можно увидеть в разных городах мира. Москвичи смогут заметить влияние русского архитектурного и художественного авангарда на примере Эгераата: в Москве, возможно, будет построен жилой комплекс из 5 зданий по его проекту, посвященный русскому авангарду. Наше наследие интерпретировано и нам же экспортировано. Но это не плагиат, это естественное движение архитектуры: идеи должны прорастать через людей и через время.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно