Примерное время чтения: 4 минуты
69

Восемь нянек "Архангельского"

ТО, ЧТО МНОГИЕ подмосковные музеи, а особенно музеи-усадьбы, переживают сейчас тяжелые времена, давно уже стало общим местом. Нехватка средств, квалифицированных кадров - эти проблемы относятся к разряду "вечных". Впрочем, даже "вечные" иногда решаются, пусть и неполно. Но в конце прошлого года под музеи-усадьбы подвели мину - были приняты поправки в лесное законодательство.

Битва двух законов

КАЗАЛОСЬ БЫ, где имение, а где вода? Формально новые законы о лесных ресурсах не могут иметь к музеям никакого отношения. В реальности же ситуация выглядит совершенно по-другому. В частности, вокруг подмосковного музея-усадьбы "Архангельское" сложилась крайне неблагоприятная ситуация - больше 90% земель, входящих в границы этого историко-культурного комплекса, в ближайшие годы могут быть отторгнуты. Более того, процесс этот уже начался.

"Поймите, я вовсе не против нового лесного законодательства, я даже за то, чтобы каждый лес имел своего хозяина: когда лес ничей, он очень быстро приходит в упадок и вырождается, - говорит директор "Архангельского" Владимир Длугач. - Но, с другой стороны, упомянутые лесные участки входят в границы территории усадьбы и потому подпадают еще и под закон об охране памятников. А он гласит, что на территории охранной зоны запрещаются любая застройка и хозяйственная деятельность. Допускаются лишь мероприятия, направленные на изучение, восстановление и консервацию памятника".

Получается, что в "Архангельском" сегодня в неразрешимых противоречиях столкнулись два законодательства - лесное и по охране памятников. Компромисс между ними невозможен в принципе - по новому лесному законодательству допускается не только хозяйственная деятельность в лесных угодьях, но и вырубка до 10% деревьев. Учитывая, что эти угодья являются не столько лесом, сколько пейзажным парком со своей планировкой и включают в себя уникальную Рощу Аполлона, вопрос музея о том, для каких целей арендаторы берут себе данные участки, представляется более чем резонным. "Конечно, если речь идет о восстановлении парка, арендаторам можно ставить памятник в той самой Аполлоновой роще, - грустно улыбается Владимир Владимирович. - Но по опыту приватизации других земельных участков предположу, что на эти территории у арендаторов существуют почти исключительно коммерческие виды, и, конечно, худший вариант - строительство коттеджей..."

Самое интересное, что в музее давно предполагали подобное развитие событий и в течение 4 лет разрабатывали концепцию научно обоснованного коммерческого использования всей территории памятника. Ведь в зоне регулируемой застройки вполне можно открыть кафе, павильоны, даже конюшни и устроить дорожки для конных прогулок. Но нынешнее развитие событий уводит музей от этой концепции - арендованные участки не относятся к зоне регулируемой застройки. По сути, сейчас территория в границах охранных зон дробится, растаскивается с неопределенными целями, и комплекс памятника разрушается.

Забор поставили не там

СЛОЖНОСТЬ ситуации усугубляется еще и вечной проблемой подмосковных музеев - землеотводом. Дело в том, что сейчас у "Архангельского" есть землеотвод на территорию в границах забора - всего чуть больше 62 га. Но реальная территория бывшей усадьбы князей Юсуповых больше в 10 раз - 657 га!

"Поймите нас правильно, мы не жадничаем, не претендуем на всю территорию усадьбы, музею с ней не справиться, - говорит Владимир Владимирович. - Мы лишь хотели, чтобы статус этих территорий как земель историко-культурного назначения был подтвержден и зафиксирован, для чего и обращались в администрацию Красногорского района. Ответ, полученный нами оттуда, вызвал большую тревогу: было решено утвердить территорию музея в уже отведенных рамках, то есть по тому же забору! Вся остальная территория подпадает под лесное законодательство и не является памятником! А, между прочим, именно на ней находится в том числе и памятник мирового значения - Театр Гонзаго".

Музей в принципе не против научно обоснованного коммерческого использования части территорий усадьбы. Но в любом случае предпочтительнее было бы, чтобы арендатор был один, а не три, как сейчас, иначе усадьба будет похожа на лоскутное одеяло со многими хозяевами и хозяйчиками, преследующими разные цели. Уже сейчас эти 657 га имеют пятерых собственников - сам музей (в границах забора), лесхоз (лесные угодья), Министерство обороны (территории санатория), дорожные службы (дороги федерального и областного значения), Министерство природных ресурсов (старица реки Москвы). К тому же "Архангельское" находится на территории МО, а у области есть и свои интересы... Страшно подумать, что будет, если число хозяев увеличится.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно