aif.ru counter
51

Вандалы

АиФ Москва № 5 04/02/2004

В год на ремонт остановок "Мосгортранс" тратит 2,5 млн. долл.

За первую неделю января в столице сломали 1,7 тысячи остановок

Крушат и взрослые, и дети

В ОДНОЙ из столичных газет была опубликована статья мэра Москвы, посвященная вандализму. Ежегодно из городского бюджета выделяются гигантские суммы на ремонт разукрашенных подъездов (зачастую в недавно отстроенных домах), на восстановление могильных плит на кладбищах, на ремонт изрезанных сидений в троллейбусах, автобусах и вагонах метро. Почему добропорядочные горожане так поступают? И есть ли "лекарство" от этой болезни?

Лавина

ЗА ПРОШЛЫЙ год в Москве было зафиксировано порядка 300 случаев "нападения" на наземный общественный транспорт, а в апреле даже случился резкий всплеск вандальной активности. Автобус одного и того же маршрута несколько дней подряд подвергался обстрелу из пневматического оружия. Еще больше достается остановкам. Например, в 2003 г. из 7 тыс. пришлось ремонтировать 5949. На 4148 выбили стекла, с 284 сорвали крыши, сломали 172 скамейки, побили 442 информационных и 300 рекламных стендов. Но абсолютный рекорд был установлен в прошлом месяце. Москвичи так лихо погуляли на Новый год, что умудрились изуродовать 1700 (!) остановочных павильонов. С ними может сравниться только Бутово, где перед открытием новой ветки метро на 15 остановках за одни сутки приходилось трижды менять стекла. Самыми кровожадными по отношению к остановкам считаются жители ЗАО, а самыми "ущербными" праздниками - Новый год, Дни города, пограничника и Военно-морского флота. За год на ремонт остановок "Мосгортранс" тратит 2,5 млн. долл.

В столичном метрополитене решили воззвать к совести пассажиров и развесили плакаты с цифрами. Метро страдает от надписей в вагонах (их стерли аж 1,6 млн. шт.), от продранных диванов (отремонтировали за год 3800 шт.), разбитых стекол (заменили 2100 шт.) и плафонов (1 тыс. шт.). В последнее время осаде вандалов стали подвергаться эскалаторы. В выемки на ступеньках запихивают карандаши. Что до вандализма "подъездного и дворового", то здесь аппетиты посерьезнее, и подсчитать реальные убытки намного сложнее. Ремонт лифта может обойтись в несколько десятков млн. руб. "Любят" вандалы и кладбища. Правда, в последнее время вылазок поубавилось - власти стали выделять достаточно средств на охрану территорий. "Рекорд" 2002 г. остался непобитым. Тогда ночью через забор Миусского кладбища перелезли 12 подростков-сектантов и начали громить памятники. Исковерканными оказались более 300 могил. На счастье правоохранительных органов, один из лидеров потерял на месте преступления документы, поэтому поиски его и всех остальных членов секты длились недолго.

Ломать - не строить

ВАНДАЛИЗМ - проблема не только московская. Этой "болезнью" страдают многие мировые столицы и крупные города. Справедливости ради надо заметить, что в Москве памятники и стены домов не так разрисованы и изуродованы, как метро в Нью-Йорке или стены домов вдоль трассы наземного метро в Хельсинки. И тем не менее: что же заставляет людей ломать, бить, поджигать? Принято считать, что вандализмом увлекаются подростки. "Им в детстве не хватало внимания, - полагает Татьяна Желткова, преподаватель психологии Московского государственного университета культуры и искусств. - Их не любили, уделяли мало внимания и часто ругали. Например, говорили, что мальчик ленивый, что у него ничего не получается. А ведь это серьезный удар по личности. Такие люди вырастают неуверенными в себе, и у них появляется желание проявить себя в агрессии перед сверстниками или перед девушками". Однако только ли молодежь портит городское имущество? По силам ли, например, 16-летнему парню выломать дверь в электричке? А может быть, все дело в том, что плохо наказываем?

Ответственности - ноль

ЗА ВАНДАЛИЗМ (осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) согласно 214 ст. УК РФ полагается штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода. Помимо этого могут привлечь к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов, либо к исправительным работам на срок от 6 мес. до одного года, либо арестовать на срок до трех месяцев. Сурово? Но перечисленные санкции применяются не всегда. Например, в середине января на маршруте Филевского автобусно-троллейбусного парка из салона автобуса вышел пассажир и неизвестным предметом разбил правую часть лобового стекла кабины водителя. Нарушителя задержали, но после разбирательства выяснилось, что данный поступок больше походит на "мелкое хулиганство". Ответственность "повесили" административную, хулиган отделался небольшим штрафом.

Кстати, не в каждом автобусе или троллейбусе есть рация, чтобы при необходимости вызвать наряд милиции. А если за рулем женщины, они никак не могут помешать вандалам, да и мужчины на рожон лезть не будут.

Ищем выход

"ЛЕКАРСТВ" от вандализма может быть несколько. Например, признать, что это неизбежное зло, и продолжать закладывать в бюджет огромные суммы на ремонт. Можно в школе ввести предмет, чтобы вдалбливать подрастающему поколению: "Не ломай". Ведь выработанный годами социализма принцип "все вокруг колхозное, все вокруг мое" не уничтожился ни в нашей голове, ни в головах наших детей. А раз все общее - значит, ничье. Значит, и сломать не грех. Только когда результатов ждать? Лет через 20? А может быть, лучше вкладывать деньги в новые антивандальные технологии? Например, буквально на наших глазах Москва избавилась от разбитых телефонов-автоматов и раскуроченных телефонных будок. Сотрудники МГТС каждый год проводили пресс-конференции и на вопрос журналистов, когда телефоны-автоматы будут работающими, кивали на несознательность граждан. Но вот все будки заменили на стекляшки "по пояс", а атоматы сделали кнопочными. И телефонный вандализм резко пошел на убыль.

Появились в городе и антивандальные лифты. Жги в них пластик не жги - он не горит. Вместо пластиковых кнопок сделали металлические. Почему бы в метро сиденья не заменить на пластиковые? Стеклянные плафоны - на плафоны из небьющихся материалов? Наверняка есть способ "укрепить" и детские качели. Хитро придумал один столичный журнал: чтобы не разбили рекламные щиты с картинками обложки, их украсили "изображением" трещины. Вандалы, как известно, уже побитое не трогают. Им нужно свеженькое-новенькое...

Валерий СКОБИНОВ, зам. председателя комиссии МГД по городскому хозяйству и коммунальной реформе:

- МОСКВА столько сил вкладывает в строительство новых домов, развитие дворов и подъездов. И так обидно, что кто-то все это ломает. Только украсим двор новой детской площадкой, так люди ночью таскают оттуда скамейки себе на дачу, воруют качели. Хоккейную площадку поставим, назавтра нескольких досок уже не хватает - кому-то на забор пошли. Или отремонтируем подъезд - через месяц на стенах появляются "художества". И даже задумываешься: стоит ли снова ремонтировать, если через месяц подъезд придет в непотребное состояние? Как с этим бороться? Могут помочь частные охранные предприятия, помимо чердаков и подвалов они следят за подъездами и за дворами. Поможет резко снизить уровень вандализма и видеонаблюдение. Причем планируется установить камеры не только в подъездах, но и во дворах. Деньги выделяются на это немалые, порядка 200 млн. руб. в год.

НАША СПРАВКА. Устанавливать систему видеонаблюдения начали с ЦАО. Только в Тверском районе в комплексную систему охранного видеонаблюдения были включены 1263 подъезда муниципальных жилых домов. На территории района оборудовано порядка 30 пунктов связи, куда поступает информация с камер. Все аппараты антивандальные, работают в любую погоду и в темное время суток. В случае возникновения проблемных ситуаций на место незамедлительно выезжает экипаж милиции. Только за первые несколько месяцев работы видеосистемы раскрываемость квартирных краж улучшилась на 12% и хулиганств на 15%, снизилось число преступлений, связанных с уничтожением имущества.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы