Примерное время чтения: 4 минуты
180

Самолет обходят сзади

СЕГОДНЯ каждый желающий (были бы деньги) может научиться управлять самолетом и летать на нем - достаточно пролистать рекламные объявления. Кто может позволить себе такое удовольствие? На какую технику может рассчитывать новичок и откуда вдруг появились частные машины? Это я решил выяснить, отправляясь по Новорязанскому шоссе на аэродром "Мячково". Здесь базируются сразу 28 авиашкол.

"ПОСЛЕ развала Советского Союза множество техники распродавалось практически за бесценок, - рассказывает член совета директоров летной школы "Капитан Нестеров" Андрей Грушко. - Ну где вы видели, чтобы самолет, пусть даже тренировочный, пусть даже требующий незначительных вложений, продавался за 5000 долл.?! В результате нашлось много людей, которые, подсуетившись, через знакомых набрали себе целые авиапарки. Но содержать самолеты тоже нужно в соответствующем состоянии. Денег это требует немалых, вот и начали людей катать, зарабатывать на горючее и ремонт".

Но, как показала практика, на машинах середины прошлого века далеко не улетишь. В результате в ангарах стали появляться современные самолеты и вертолеты. Новые воздушные суда оснащены системами безопасности для всех членов экипажа и самого самолета.

Красная кнопка

ИДУ ВДОЛЬ выстроившихся по линейке новеньких тренировочных самолетов "Tecnam", "Diamond" и "Cirrus", в конце шеренги - вертолеты Eurocopter "Calibri" и Robinson R22 и R44. Как выясняется, стоимость полета на каждой из единиц техники в среднем обходится в 200 долл. Кто может осилить эту сумму? По словам инструктора Владислава Мезенцева (аккуратная летная форма, галстук), народ приходит разный. И студенты, накопившие деньги со стипендии, и депутаты, и даже братки, присматривающие себе "вертушку" посолиднее, чтобы пацаны оценили. К обучению все относятся серьезно. Но особенно радуют братки. "Не потому что платят больше - такого нет, для всех такса единая, - а тем, что мозг у них какой-то чистый, слушают все очень серьезно, с лету запоминают". Сигналя, на аэродром зарулили пять свадебных машин. Час вся компания летала над Москвой, удовольствие обошлось в 400 долл. Многие перед взлетом спрашивают о гигиеническом пакетике, на всякий случай. В первом полете практически все бледнеют, кто-то даже сознание теряет.

"Я не потеряю", - успокаиваю себя, вслушиваясь в текст обязательного предполетного инструктажа. Запоминаю главное правило начинающих летчиков - обходить самолет сзади, вертолет спереди и ни к чему в кабине, что красного цвета, не прикасаться (как правило, это либо рычаги катапульты, либо отстрел парашюта!!!). И вот мы уже в тесной кабине двухместного "Гольфа". С инструктором Владиславом еще раз проверяем готовность самолета к старту, прогреваем двигатель. "От винта!" - скомандовал Влад, отбежали техники. Самолет затрясся, зарычал и с удивительной легкостью пошел к взлетной полосе. Запросили диспетчера разрешение "на взлет". "Борт 157, взлет РАЗРЕШАЮ!" Ручка газа утоплена полностью, закрылки выпущены на 15% (для большей плавности взлета), секунда и - "...Давай ручку на себя! - скомандовал Влад. - Не волнуйся, я все контролирую!" Мы пошли маршрутом на Бронницы и обратно. Отрабатывали разворот на заданный курс, виражи с креном на 60°. Пришлось даже испытать перегрузки. В этот момент мозг совершенно по-другому работает (как будто я изрядно выпил). Показалась высоченная заводская труба - ориентир для возвращения на базу. Запрашиваем посадку. И вот уже полоса аэродрома под ногами, самолет начинает качать влево-вправо. Тут уже вмешался инструктор и легкой рукой профессионала посадил самолет. Таким был мой первый в жизни самостоятельный взлет. И ведь совсем не страшно.

Близкая дальность

ТАК можно и до Питера долететь. Можно, да нельзя. Инструкторы "Капитана Нестерова" "добирались" до Санкт-Петербурга, Курска, Вологды и Саранска, но, к сожалению, каждый вылет стоит головной боли и денег - заявку на полет с фиксированным маршрутом нужно присылать за несколько дней. Не развит у нас еще этот бизнес. Все, что практикуется сейчас, - единичные смотровые вылеты вокруг Москвы. Как рассказал директор авиаклуба "АКМ" Юрий Кабанов, основная проблема всех частных авиаклубов в том, что "не существует определенного пакета документов, которые бы стимулировали авиацию данного рода. Вылет за рамки определенных пяти зон полета без разрешения и предварительной заявки невозможен. Абсурд. Постоянные трения с гражданской авиацией да и с военной тоже. В общем, довольствуемся тем, что имеем".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно