Примерное время чтения: 3 минуты
133

Чернота в квадрате

ПАБЛО Пикассо в 1909 г. уговаривал русского коллекционера С. Щукина купить несколько своих работ. Щукин купить картины не решился: слишком они были необычными. Рискнул приобрести только карандашные наброски. Так в Россию проник кубизм - новое направление в искусстве. Выставка "Кубизм. Художественный прорыв в Европе 1906 - 1926 гг.", открытая в Третьяковской галерее на Крымском Валу, показывает весь путь этого художественного направления. Наиболее ярко оно было выражено во Франции, Германии и России. Представлены работы самых известных художников - Пикассо, Малевича, Шагала, Фалька, Осмеркина, Ле Фоконье. Начало прошлого века было демократичным для художников разных стран, они могли свободно перемещаться по миру, беря друг у друга самые передовые идеи. Кубизм в этом плане был наиболее характерен. Поэтому разделы выставки объединяют художников по темам. Новый образ человека, в котором кубизм отменил старые идеалы, человек стал грубее, словно составлял уже часть неживой природы. Второй раздел - город в кубизме, тоже носящий какой-то театрализованный характер. Далее идет кубический натюрморт, потом скульптура, потом маргиналы кубизма - это произведения с уже более реалистическими чертами. Следом - возвращение к фигуративности, и напоследок - учебный кубизм. Научный сотрудник Третьяковки Ирина Вакар рассказала, что выставка сначала демонстрировалась в Ганновере. Ее идея была воспринята с большим энтузиазмом. К ней подключились музеи Ганновера, Парижа, Гааги, Бонна, Саарбрюккена. Московская отличается от ганноверской двумя моментами: немного меньше в экспозиции работ Делане, зато есть новый раздел "Учебный кубизм", который демонстрирует его проникновение в русское искусство. Например, ученики Малевича из Витебска порой заставляли искусствоведов сомневаться в том, что работа сделана не самим учителем.

Сегодня интерес к кубизму, судя по посещаемости выставки, очень большой. Даже те, кому кажется, что углы в картинах хотелось бы немного сгладить, чтобы мир не казался таким неодушевленным, находят в полотнах свое очарование. Они притягивают, заставляя думать о жизни, в них много философии. Как в знаменитом "Черном квадрате" Казимира Малевича. В начале 20-х его ученик Суетин тоже написал свой черный квадрат (он демонстрируется на выставке). Значит, было для человека и художника того времени что-то очень значимое в этой черной пустоте. Выставка продлится до середины ноября.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно