Примерное время чтения: 4 минуты
140

Финал по-русски

ЗАРУБЕЖНОЕ кино, которое прокатывают столичные кинотеатры, жестко делится на две категории - коммерческое (голливудские блокбастеры) и качественное, или, как его еще называют, "арт-хаус". Сэм КЛЕБАНОВ - один из немногих российских кинопрокатчиков, который сделал ставку именно на арт-хаус. За последние семь лет он привез в Россию более полусотни картин, в том числе все фильмы культового японского режиссера Такеши Китано.

- СЭМ, у российского кинозрителя есть свои особенности?

- Здесь существует такое интересное явление, как модное кино. Почти нигде в мире это больше не встречается. Может быть моден режиссер, тема. Например, фильм шведского кинорежиссера Лукаса Мудиссона "Покажи мне любовь", который я привез в Россию одним из первых, рассказывал о подростковой лесбийской любви. Фильм очень чистый и нежный, без каких-либо откровенных подробностей. Но раскрутился он именно за счет темы нетрадиционной любви. Получилось, что наша компания косвенным образом отвечает за появление группы "Тату". Еще в России любят красивое, эстетское кино, чтобы было на чем остановиться взгляду. Поэтому здесь очень хорошо приняли фильм Отара Иоселиани "Утро понедельника". А, например, в Швеции эту картину раскритиковали, упрекая в отсутствии социального реализма. К тому же российская публика более сентиментальна, чем западная. Например, фильм Ларса фон Триера "Танцующая в темноте" почти везде в мире провалился. Одни из немногих стран, где он хорошо прошел, - это Россия и Япония. В Японии тоже любят фильмы с несчастливым концом. Но самое главное - фильм должен цеплять. Должна быть какая-то человеческая история, которая способна заставить зрителя задуматься. Или необычное визуальное решение.

- И часто вас цепляют фильмы на международных кинофестивалях?

- Мало картин, которые в самом деле цепляют. Большинство из того, что смотришь, даже на таких фестивалях, как Каннский или Венецианский, проходит мимо. Посмотрел фильм и думаешь: "Зачем я это посмотрел?" Хотя, конечно, бывают случаи, когда воскликнешь: "Как жалко, что кто-то другой это уже купил!" Конкуренция на нашем рынке выросла, и часто фильмы покупаются еще на стадии производства.

- Финансовая сторона профессии кинопрокатчика: в чем риск?

- Есть фильмы, которые не окупают затрат. Такое случается и с очень хорошим кино. Чаще это происходит с азиатскими картинами, например с корейскими. Публика следует моде, но она нелюбопытна и подвержена предрассудкам. Правда, в кинотеатрах в любом случае окупается незначительная часть. Важно продать фильм телевидению. Но у телевидения мало места в программной сетке под качественный зарубежный кинематограф, особенно сейчас, когда с утра до вечера идут сплошь русские сериалы. Как правило, арт-хаус ставят в эфир поздней ночью (и платят соответственно), а в 9 вечера они ставят кино, которое дает высокие рейтинги. Какие-либо объективные критерии на ТВ, как правило, отсутствуют. Их заменяют личные вкусы программных директоров.

- То есть разориться в вашем бизнесе легко?

- Да. Я вижу на кинофестивалях: появляются новые люди, хватают фильмы. Можно купить картину за 100 тыс. долл. и заработать 15 тыс. И тогда люди думают: "Ну его, этот арт-хаус, лучше буду торговать кирпичами". Обидно, что фильмы, которые покупают эти "дикие" компании, в итоге не выходят в прокат. Часто бывает, что агенты, которые продают фильмы, просят за них нереально большие деньги в расчете на то, что вы их почему-то заплатите. На самом деле картина может стоить в два-три раза дешевле первоначальной цены.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно