Примерное время чтения: 3 минуты
78

Неторопливые беседы

НОВЫЙ фильм знаменитого режиссера Иштвана Сабо "Мнения сторон", на днях вышедший в московский прокат, вряд ли будет иметь успех у широкой публики. И дело здесь не в сложности темы и, упаси бог, не в качестве картины - оно вполне адекватно громкому имени режиссера. Просто такие фильмы есть смысл показывать и смотреть не в модных кинотеатрах под попкорн и кока-колу, а в каком-нибудь небольшом зале с пометкой "спецпоказ".

Сумрачно-раздумчивая картина ровно и отстраненно повествует о двух людях, которых столкнули превратности судьбы и заставили отстаивать собственные политические и нравственные убеждения, а по сути искать за таковыми самих себя. Выдающийся немецкий дирижер ХХ века Вильгельм Фюртвенглер (Стеллан Скарсгаард) всю жизнь жил только музыкой и не задумывался, что пик его карьеры в Германии пришелся на пышный расцвет фашизма. Равно как и о том, что выступления возглавленного им Берлинского симфонического оркестра на нацистских сборищах и рукопожатие с Гитлером на дне рождения последнего ему со временем выйдут боком. Так и получается: в разгар Нюрнбергского процесса американский майор Стив Арнольд (Харви Кейтель) тщательно и с удовольствием будет собирать компромат на дирижера, чтобы потом предать его анафеме за сотрудничество с нацистами. Преклоняясь перед талантом Фюртвенглера, упрямого майора пытаются убедить отказаться от процесса и его помощник Дэвид Уиллс (Мориц Бляйбтрой), юноша восторженный и верующий в абстрактную Высшую справедливость, и советский полковник Дымшиц (Олег Табаков), имеющий свои тайные соображения относительно судьбы дирижера. Но Арнольд продолжает стоять на своем и задавать болезненные и неудобные вопросы своему подследственному. Но вот что интересно: симпатию почему-то испытываешь именно к майору, а не к гению музыки. Позиция первого, прямолинейная и бескомпромиссная, смысл которой в том, что за неприглядные деяния стоит отвечать любому, будь он хоть трижды гениален, кажется по нынешним временам более понятной, нежели рефлексия дирижера, не понимающего, какая ситуация вокруг него создалась и в чем он, собственно, виноват.

Именно из-за этого абсолютного несовпадения взглядов за нескончаемыми диалогами Фюртвенглера и Арнольда интересно наблюдать, вслушиваться в их аргументацию и следить за реакциями. Поскольку политика - это только внешняя сторона дела, повод для познания самого себя, проверки собственных ценностей. А прекрасно снятые концертные сцены и психологически точно иллюстрирующее происходящее звучание адажио Брукнера и Пятой симфонии Бетховена дополняют неспешную, строгую красоту картины.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно