Примерное время чтения: 5 минут
114

Цветной бульвар, 13

ЦИРК имени Юрия Никулина на Цветном бульваре заслуженно считается одним из лучших в мире. Последние 6 лет директором этого манежа служит сын легендарного артиста Максим НИКУЛИН.

- МАКСИМ Юрьевич, каково сегодня положение российского цирка относительно других зрелищных видов искусства - театра, кино, эстрады?

- С одной стороны, цирк стоит особняком, допустим, от оперы, балета, драматического театра и т. д., а с другой - он объединяет зрителей всех этих видов искусства. Кому-то нравится драма, кому-то - оперетта, а цирк, за редким исключением, нравится всем, поскольку он напрямую ассоциируется с детством. Несмотря на это, в России цирк уже лет 15 лежит в руинах в прямом и переносном смыслах и никаких сдвигов, по-моему, не намечается. Меня удивляет, что власть имущие до сих пор, как говорят мои дети, "не догоняют" простой вещи: их основной электорат ходит не в оперу и не в драмтеатр, а в цирк. Несколько раз я объяснял главам городов, почему им выгодно, чтобы не мы к ним приехали, а они нас пригласили, после чего обычно следовало: "Мы к вашим услугам. Чем помочь?" Люди сегодня быстро учатся. Цирк может быть политическим инструментом, хотя, в принципе, этот вид искусства - вне политики.

- Только что прошел Международный фестиваль циркового искусства. Зачем вам эта "головная боль"?

- Когда в прошлом году заслуженный артист и дрессировщик Борис Федотов "на коленках" сделал этот фестиваль, мы с удивлением обнаружили, что в стране есть немало цирковых студий, кружков при школах, а главное - талантливых ребят, с которыми уже сейчас можно начинать работать профессионально. По сути, фестиваль - это биржа труда, место, где к мальчику из далекой Сибири может запросто подойти арт-директор какого-нибудь всемирно известного цирка и предложить поехать попрактиковаться в Америку. Кроме этого, фестиваль международного уровня всегда привлекает внимание властей, что цирку в настоящий момент просто необходимо. Что говорить, если даже министр культуры в нашем, на Цветном, ни разу не был, я уж молчу об остальных солнцеподобных. Дочки Путина как-то раз приходили. Хорошие девчонки. Мы им все показали, рассказали, они "спасибо" сказали, вроде бы остались довольны. "Ну, ведите в следующий раз папу с мамой!" - пожелали мы на прощание. Пока не привели...

- Французский писатель Франсуа Мориак сказал: "Цирк - это последнее прибежище чистого искусства". Что, по-вашему, он имел в виду?

- Знаете, в театре есть такое выражение - "играть вполноги"... Все мы - живые люди, и в крайнем случае актер может позволить себе не выкладываться на спектакле до конца. Партнер по сцене в такой ситуации возьмет внимание зрителей на себя. В цирке подобное невозможно. Манеж круглый, артиста видно со всех сторон. Да и как можно отстоять полстойки или сделать полсальто-мортале? На цирковых шоу работают и с температурой под 40, и с новокаиновой блокадой. Опять же, если в театре говорят "отыграть спектакль", то в цирке - "отработать представление".

- За то время, что вы руководите цирком, какие изменения произошли под куполом на Цветном?

- Честно говоря, я очень боюсь изменений. Мне кажется, этот вид искусства, если и должен меняться, то очень осторожно. Да, были в мой адрес обвинения в том, что у нас слишком старый, традиционный цирк. Ну и что?.. В конце концов, старые вещи можно встретить только в двух местах - в комиссионной лавке и в антикварном магазине. Во всем цирковом мире сегодня тенденция такова: все возвращаются к классическому цирку. Люди наелись авангарда, причем очень быстро. Если будем кормить людей экспериментами, пусть даже и удачными, мы зрителя потеряем.

- В театральном мире существуют свои суеверия. Есть ли в цирке место мистике?

- Приметы, конечно, есть. Например, ни в коем случае нельзя свистеть за кулисами, считать деньги перед зарплатой или самое страшное - сидеть на барьере спиной к манежу. В принципе же артисты цирка - народ несуеверный. Для нас даже цифра 13 является в каком-то смысле счастливой: манеж - 13 метров, адрес - Цветной бульвар, 13, троллейбус до нас идет - N 13. Что касается мистики, то в театре красивые легенды рождаются, наверное, оттого, что там сильный эмоциональный фон, тогда как цирк держится на физическом уровне, поэтому и мистика соответствующая. Сорвался у нас как-то канатоходец с 25-метровой высоты. Естественно, вызвали "скорую", увезли артиста в Институт Склифосовского. Невероятно, но через два часа он возвращается и... снова лезет под купол. Говорит: "Ну что я буду там лежать?! Поболит и пройдет". Может быть, не очень корректно с моей стороны, но я называю артистов цирка мутантами. Судите сами, какой нормальный человек будет рисковать своей жизнью по несколько раз в день? Все-таки цирк - это перевернутый, сдвинутый мир...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно