Примерное время чтения: 4 минуты
179

Уроки словесности, смирения и зазеркалья

МХАТ им. Чехова - рекордсмен по количеству премьер. В этом сезоне их восемь. Эти заметки о последних премьерах.

Валерий Семеновский пересказал "своими словами" роман Федора Сологуба "Мелкий бес". Спектакль Николая Шейко получил более мягкозвучное название - "Учитель словесности", коим является по роду деятельности главный герой Ардальон Борисыч Передонов. Играющий эту роль Виктор Гвоздицкий - главное и очевидное достоинство спектакля. Черный, наглухо застегнутый человек с непроницаемым лицом, он не производит нарочито отвратительного впечатления. На сцене же атмосфера всеобщей разнузданности, непрекращающаяся оргия, разбавляемая пространными философскими рассуждениями о смысле бытия. Вот несчастная сестра - сожительница Передонова Варвара (Ольга Барнет), растрепанная и нелепая, на коленях упрашивает своего "сладкого" о женитьбе на ней. Вот "эмансипе" Марья Осиповна Преполовенская (Александра Ислентьева) читает простоватому Павлуше (Валерий Трошин) лекцию о всеобщем "чудовищном сексуальном консерватизме". Ведьминское трио сестер Рутиповых кружит в порочном танце Передонова, младшая из сестер Людмила (Алена Семенова) соблазняет юного гимназиста Сашу Пыльникова (Роман Гречишкин). В подобной атмосфере кто угодно тронется рассудком.

Пьесу молодого минского драматурга Андрея Курейчика "Пьемонтский зверь" поставил молодой режиссер Василий Сенин. Мрачное Средневековье. Действие происходит в монастыре, где ищет приюта наследница могущественного пьемонтского клана Изабелла, девица жестокая и не слишком нравственная. С ее появлением в стенах обители начинают градом сыпаться "скелеты из шкафов": под черным одеянием каждой из монахинь оказывается скрыта бездна таких желаний, что умерить всеобщее кипение уже не под силу никому. Мог бы получиться необычайно интересный спектакль, но режиссер Сенин, к сожалению, прошелся по пьесе поверхностно и почти ничего не придумал. Актеры сами пытаются найти верную интонацию для своих героев. Это удается лучше других Марине Голуб (мать-настоятельница), Сергею Медведеву (юный брат Филипп, раздираемый долгом перед саном и влюбленностью в одну из монахинь), Евгении Добровольской (блаженная сестра Иоанна, сущий ребенок и жестокая колдунья, влюбившаяся в главную героиню). Играющая же главную роль студентка Школы-студии МХАТ Екатерина Соломатина выглядит пустоватой и слишком жесткой, хотя есть и у нее точные моменты. Надеемся, со временем история Изабеллы Пьемонтской все-таки зазвучит в полную силу, благо к этому есть все предпосылки.

Режиссер Елена Невежина поставила "Гримерную" японского драматурга Кунио Симидзу - пьеса не заезженная, артисты поданы в новом облике, необходимые изыски восточного колорита. И печальная ирония, всегда присущая спектаклям о театральном мире. Часто рассказывают, что в каждом театре, особенно обладающем многолетней историей, живут привидения - героев пьес или знаменитых актеров, блиставших когда-то на этих подмостках. Про МХАТ таких историй ходит больше всего. И вот теперь почтенные призраки могут возрадоваться: про них появился спектакль. Нет, гримерная, где происходит действие, принадлежит живой актрисе, красавице-примадонне (Марина Зудина), но она предпочитает не обращать внимания на странные звуки и запахи вокруг, ибо ею полностью владеет роль Нины Заречной в чеховской "Чайке". Но стоит примадонне удалиться на сцену, огромное зеркало на стене оживает и выпускает в свет двух призрачных дам - постарше (Галина Киндинова) и помоложе (Янина Колесниченко). Они радостно играют с реквизитом, осыпают друг друга пудрой, примеряют шляпы и парики, а попутно вспоминают, какие роли они могли бы сыграть в земной жизни, и печалятся, что ничего из задуманного не удалось. Ибо их участь - быть вечными "вторыми составами" и "страховать" прим и премьеров. И вдруг из всеобщего веселья и озорства пробиваются горечь и безысходность. В этом ощущается участь великого множества актеров, не ставших при жизни звездами, которых мало кто вспомнит по уходе в мир иной. И это пронзительная грусть, плач по несложившимся судьбам тех, чья единственная радость - став призраком, приходить в свою гримерную и готовиться к спектаклю, который никогда не состоится.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно