aif.ru counter
572

Книжные магазины. Где и как покупать книги

АиФ Москва № 29 16/07/2003

СЕГОДНЯ объем розничных продаж книг по России составляет от 1 до 1,2 млрд. долларов, причем до 30% всех изданий продается в Москве. Столичная розница очень разнообразна, но не имеет четкой структуры, как это когда-то было в СССР. Книги ждут покупателей в старых магазинах, оставшихся еще со времен "Москниги", в новых, специализирующихся на печатной продукции супермаркетах, в открытых лотках и в ларьках-боксах, наводнивших переходы метро. И... дожидаются. Высокий уровень продаж специалисты объясняют развитым книгоиздательским бизнесом (в Москве производится порядка 70% всех российских книг) и высоким покупательским спросом москвичей.

Новые площади - старый ассортимент

ОКАЗЫВАЕТСЯ, сколько в Москве книжных магазинов, не знает никто. И эта цифра неизвестна прежде всего потому, что совершенно непонятно, какая точка по торговле книгами может называться магазином. Например, претендует ли на это звание "развал", привлекающий внимание яркими табличками "Любая книга - 20 рублей!"? Или небольшая палаточка на автобусной остановке, в которой, между прочим, помещается порядка 3-4 тыс. названий?

Если говорить о крупных книжных магазинах в Москве, то до недавнего времени их было всего четыре: "Библио-Глобус", "Москва" на Тверской улице, "Молодая гвардия" и "Московский Дом книги" на Новом Арбате. Но, несмотря на внешнее обилие торговых точек, книжных магазинов в Москве все равно не хватает. Чтобы понять это, попробуйте после работы зайти, например, в "Библио-Глобус", где вас если и не задавят насмерть, то как минимум помнут толпы жаждущих образования и легкого чтения читателей.

Пытаясь угнаться за неизменно растущим спросом, владельцы книжных магазинов открывают новые. Так, при участии крупного издательства "ЭКСМО" появилось два магазина по 1000 м2. Для торговой точки с такой специализацией это просто огромная площадь: трех из четырех московских "гигантов" издательство "ЭКСМО" оставило позади. Сравнительно недавно образовалась новая сеть "Читай-город", принадлежащая издательству "Росмэн", ставшему широко известным благодаря переводу "Гарри Поттера". Но на новых местах пока не наблюдается того ажиотажа, который имеет место в старых магазинах, хотя их ассортимент почти совпадает. Видимо, нужно время, чтобы народ "протоптал тропинку" и освоился в непривычной обстановке. А искушенные книголюбы используют процесс привыкания широких масс к новым адресам для покупки книг без скопления народа.

Но и "старичков" московского книжного рынка тянет на "новенькое". Так, торговый дом "Молодая гвардия" открыл филиал "Дом книги на Братиславской". В ближайшее время в Москве будут в огромном количестве открываться новые филиалы крупных магазинов, расположенные преимущественно в спальных районах.

Книжная интернет-индустрия

ПОМИМО традиционной книжной торговли "из рук в руки" в Москве представлено также немало интернет-магазинов. Доля www-распространителей в общей массе книжных продаж постоянно растет. Особенно это заметно в Москве, где через Сеть продается примерно 80% всех книг, распространяемых по России этим способом. Подобная тенденция мотивирована прежде всего простотой доставки: курьерские службы работают хорошо и быстро. Ежегодный оборот и клиентская база (адреса электронной почты постоянных покупателей) преуспевающих московских интернет-магазинов выросли за прошлый год примерно в 1,5-2 раза.

Не менее отчетливо проявляется и другая тенденция: клиенты www-точек в России одним заказом покупают все больше книг. Если раньше постоянными заказчиками были бизнесмены средней руки, просившие выслать по почте книгу "делового" характера, то теперь все чаще семьи среднего класса в полном составе заглядывают в "магазин на экране", делая "пакетные заказы": детектив (или все та же книга по менеджменту или экономике) - для папы, любовный роман - для мамы, комиксы - для детей...

На сегодняшний день российская книжная интернет-торговля не отличается от западной ни методами, ни технологиями, если не считать отдельных, не зависящих напрямую от "виртуальных продавцов" факторов (таких, например, как работа почтовой службы). Другое дело, что обороты торговли отечественных книжных интернет-магазинов и западных просто несравнимы. Например, через самый крупный российский интернет-магазин "OZON" ежегодно проходит 3,8 млн. долл., а оборот американского магазина "Amazon" значительно превысил 1 млрд. долл.

"Западная интернет-торговля выросла из торговли по каталогам - люди были заранее готовы покупать товар, который нельзя потрогать руками. В России же продажа по каталогам до сих пор является большой редкостью, - констатирует генеральный директор интернет-магазина "OZON" Владимир Долгов. - Помимо данной психологической причины развитию "сетевого" книжного бизнеса в России мешает и низкий уровень компьютеризации. Более того, среди пользователей Интернета даже в Москве не так много людей, готовых отнестись к Интернету как к "активной" среде, предоставляющей не только развлечения. Тем не менее, если будет в полном объеме реализована программа "Электронная Россия" и нынешние темпы роста отечественного интернет-бизнеса сохранятся еще год-два, Россия обратит на себя внимание мировых грандов интернет-торговли. Тогда и в Сети развернется настоящая борьба за покупателя между нашими и зарубежными интернет-магазинами".

Запросы покупателей

КАК книголюбы мы хотим от книжных магазинов совсем немногого - пусть будет возможность найти любую книгу, как "по щучьему велению", и пусть книга эта будет дешевой не в ущерб качеству. С первым потребительским пожеланием дело обстоит не так плохо. В этом смысле Россия ушла от СССР очень далеко. Если на весь Союз выпускалось каждый год примерно 50 тыс. названий, то за прошлый год только по России было выпущено 70 тыс. названий книг. Новое время определяет новый подход: условия диктует потребитель. И что бы ни говорили про то, что люди в Москве мало читают, количество названий книг, выпускаемых в год, постоянно увеличивается.

Однако знать, что определенная книга издана, и иметь возможность купить ее - две разные вещи. Ведь даже в Москве нет НИ ОДНОГО книжного магазина, в котором можно было бы купить все, что издается в стране. Например, в самом большом столичном магазине "Библио-Глобус" представлено порядка 67 тыс. названий, включая иностранную литературу. А в средненьком западном магазине покупатель сможет найти 100-150 тыс. названий, в крупном магазине - около 300 тыс. названий книг. Для того чтобы российские магазины смогли соответствовать европейскому уровню, они должны претерпеть многочисленные административные и технологические изменения.

Ничуть не меньше для покупателя значит возможность отыскать книгу, даже зная, что в магазине она есть. Нередко читатель уходит без покупки, просто не догадываясь о том, что вот она, заветная книга, стоит на седьмой полке в левом ряду на самом верху, заложенная стопкой каких-то здоровенных томов. В европейских книжных супермаркетах ориентироваться продавцу и покупателю помогают компьютеры со специально сформированной базой данных. У нас такие машины установлены далеко не во всех книжных, а если и установлены, то для покупателей не предназначены. Нередко даже в самых крупных магазинах Москвы можно провести до получаса в поисках консультанта. В результате окажется, что она просто пошла выпить кофе, а вы почему-то стояли и ждали ее помощи в поиске книги, которую раскупили еще вчера.

Кстати, по экспертным оценкам, многие москвичи предпочитают дорогие и качественные книги дешевым и непроклеенным "серым" изданиям. Но красивые книги в Москве дешеветь не будут. "Они будут только дорожать, - комментирует главный редактор журнала "Книжный бизнес" Владимир Драбкин. - К этому ведет сама логика развития книжного бизнеса. И это понимают даже те книжники, которые хотели бы получить большую прибыль за счет широты сбыта, а не за счет дороговизны книг. В частности, своеобразный "экономический заслон" появился после отмены большей части льгот книгоизданию и СМИ. В результате принятия этого закона книги за год повысились в цене практически в два раза, что открыло дорогу ныне необратимому процессу дорожания".

Ответ продавцов

КНИЖНЫЕ магазины, во многом не удовлетворяя "естественных" потребностей читателей, стараются компенсировать их различными маленькими радостями. В больших книжных магазинах проводятся многочисленные презентации и встречи с читателями. И вправду, какой покупатель откажется пожать руку любимому писателю и прямо на месте получить на новеньком издании его автограф? Только вот качество таких встреч оставляет желать лучшего. Например, когда в "Москве" проходила презентация книги Мориса Дрюона, в магазин было попасть не легче, чем на концерт Маккартни.

Другая хитрость книжного - скидки на испорченный товар. Пара царапинок на обложке выбранного вами экземпляра любимого романа сохранит в кошельке некую сумму. Хотя, как правило, деньги за испорченные книги стараются сбрасывать по минимуму - слишком велик спрос на некондиционную продукцию. "Дискаунт" постоянным покупателям в большинстве книжных магазинов Москвы не дают - все по той же причине. Любителям накапливающихся скидок можно посоветовать пользоваться услугами интернет-магазина: рассылаемые по почте купончики на различное количество процентов помогут минимизировать затраты на доставку товара курьерской службой.

"Наш магазин постоянно расширяется, - говорит холдинг-директор "Библио-Глобуса" Борис Есенькин. - За этот год мы увеличили торговые площади на первом и втором этажах. Но самое главное, что из подвала здания на Мясницкой выведен склад: к сентябрю там будет организован большой зал для медиапродукции, достаточное пространство для презентаций, помещение для клуба и небольшой детской площадки, кафе, читальный зал и интернет-центр. В расширении площадей, количества названий книг, одновременном предоставлении многих услуг и ориентации на европейские магазины - перспектива развития книжных магазинов Москвы".

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы