Примерное время чтения: 3 минуты
75

Летом ищут где холоднее

МОСКВИЧКА Анастасия САФОНОВА вместе с детьми и мужем проводит летний отпуск в холодных водах Северного полюса.

ИЗ ТРЕХСОТ Настиных погружений самым опасным и памятным стало подводное покорение Северного полюса. Вместе с мужем и 11 ныряльщиками отважная женщина отправилась в полярную весну, чтобы увидеть подводные льды в том месте, где в пучок сходятся все меридианы Земли. Подводный Северный полюс удивительно красив, хотя температура воздуха -25., воды -1,5.. Настя говорит, что ощущения незабываемые: "Лед под водой покрыт игольчатыми кристаллами. Хороводы подводных снежинок взвиваются к поверхности, едва прикоснешься к замерзшим глыбам. Рачки-бокоплавы сидят в ледяных норках, плавают и просто бродят по нижней поверхности льда. Знакомое для подледных подводников ощущение толчеи маленьких льдинок около лица, несколько секунд привыкания к холодной воде. Необъятная бездна под нами, вначале голубовато-серая, постепенно сгущается до полной черноты. Подплывая вплотную к ледяным полям, глядишь на ледяные карнизы и подводные пещеры, которых никто никогда не видел. Подсвеченные солнцем льды даже сверкают. Стараюсь делать все неторопливо и не смотреть вниз. Под водой очень тепло. То ли от волнения, то ли от того, что на поверхности на 25 градусов холоднее. Полчаса долгожданного погружения прошли незаметно".

Первой в мире женщине-ныряльщице на Северном полюсе пришлось вытерпеть серьезные испытания. Шквальный ветер не давал самолету сесть, льдина-аэродром треснула, крема от обморожения перемерзли, а организм страдал от обезвоживания, потому что в этих широтах вода быстро вымораживается. Но самое страшное в севернополярных погружениях - отказ подводного оборудования. Бывает, что от холода ломается регулятор подачи воздуха и нужно без паники подать напарникам сигнал тревоги. От обморожения спасает "сухой" гидрокостюм (чтобы нырять в нем под лед, нужно закончить специальные курсы айс-дайверов), он сделан из специальной пористой резины-неопрена и может надуваться воздухом для поддержания плавучести и теплоемкости. Несмотря на достоинства "сухого" костюма и специальное термобелье, руки у ныряльщиков все равно мерзнут, а ими нужно крепко держать веревку-фал, фонарь или сетку для сбора подводных обитателей. Для Насти нырять с сорокакилограммовым снаряжением - любимый отдых, особенно нравится помогать в подводных съемках: хочется, чтобы красоту подводного мира увидели другие.

Наша героиня начала погружения с аквалангом 6 лет назад по примеру мужа, известного экстремального подводника и кандидата биологических наук Михаила Сафонова. Но решилась на подводную жизнь не сразу, сначала 10 лет ждала мужа на берегу Белого моря. Супруг Насти занимается морской зоологией - изучением многощетинковых червей, ныряя за ними в холодные моря Северного и Южного полюсов. Дети Сафоновых выросли на "домашнем" Белом море: когда старшей дочке не было и года, всей семьей отправились в летнюю Арктику. Сейчас восьмиклассница Оля - тоже опытная ныряльщица и погружениям на теплом Красном море предпочитает привычные воды Белого. В качестве поощрения за хорошую учебу родители отправляют девочку работать на кухне в строящемся лагере московских подводников в Кандалакшском заливе. Младший сын Сафоновых для погружений пока созревает, но с удовольствием поработал истопником в дайв-лагере во время весенних каникул. Скоро семья Сафоновых собирается на Баренцево море в экспедицию по поиску затонувших во время Второй мировой кораблей военного конвоя.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно