Примерное время чтения: 5 минут
155

Работа - не волк, от конвейера не убежит

ПОЧЕМУ мы не умеем работать, как японцы или немцы? Почему иностранные компании не спешат строить в Московском регионе предприятия, на которых трудились бы местные жители? Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в готовое производство, то есть перекупают мощности и начинают выпускать продукцию под своей торговой маркой. Причем особого разнообразия продукции не наблюдается - как правило, это йогурты, пиво, кондитерские изделия, туалетная бумага... Что же до крупных гигантов, выпускающих автомобильную или бытовую технику, то эти компании не решаются делать у нас производство "с нуля" - считают слишком рискованным. Зато в Юго-Восточной Азии смело строят фабрики и заводы. Потребителя уже не настораживает тот факт, что купленная им техника собрана где-нибудь в Малайзии. Наш корреспондент побывал в Таиланде и убедился: в этой стране умеют не только делать массаж и развлекать туристов.

Комбинезон для директора

В ПРИГОРОДЕ Бангкока расположено огромное количество промышленных предприятий. Когда едешь на машине, создается впечатление, что попал в огромную пром- зону. Правда, в отличие от наших эти заводы выглядят чистыми и аккуратными. Длинные двухэтажные "ангары" сменяют друг друга на протяжении десятков километров. Здесь делают абсолютно любую бытовую и промышленную технику, собирают компьютеры. Перед заводскими зданиями мелькают флаги Японии, Кореи, Германии, США... Любопытно, что в промзоне спокойно соседствуют предприятия конкурирующих фирм.

Нас привозят на завод по производству кондиционеров Mitsubishi Electric - он выпускает продукцию для всей Европы и России. Советник маркетингового отдела Ватару Цурута перед входом в цеха предупреждает: фотографировать можно лишь на определенных участках. Интересуюсь: "Это связано с промышленным шпионажем?" Мне объясняют: компания стремится организовать производство оптимальным образом. Проще говоря, чем короче конвейер и быстрее процесс сборки, тем ниже себестоимость продукции. Значит, любая утечка информации с конвейера может обернуться для компании финансовыми потерями. "А как же сами работники? Человек может уйти на предприятие конкурирующей фирмы и выложить там все, что видел и слышал на заводе?" - "Тайцы очень дорожат своей работой. Меняют ее редко. Как правило, на одном предприятии человек трудится годами и даже десятилетиями", - отвечает Ватару Цурута.

Сам Цурута - японец. Кроме него на предприятии работают еще около двадцати представителей Страны восходящего солнца. Все они занимают руководящие посты. Мы ожидали увидеть грозных самураев в строгих деловых костюмах, но нашим взорам предстали невысокие, улыбчивые мужчины в... спецовках. Как выяснилось, руководство одевается в такую же униформу, что и простые рабочие, которых на заводе более тысячи человек. Социальных границ здесь стараются не замечать.

Опоздал? Живот болел!

ВДОЛЬ конвейерной линии стоят стенды с графиками. В таблицах указаны норма, брак, потерянное время, данные по качеству продукции... Вот симпатичная тайка со сварочным аппаратом в руках колдует над электронным плато. "На сварщиков у нас учатся три месяца. Потом человек сдает сложные экзамены, начинает работать, но его обучение при этом продолжается. Сварщиков на другие участки мы не переводим - все-таки у них высокая квалификация", - говорит Ватару Цурута. Тех же, кто занят на примитивной сборке, регулярно перебрасывают в другие цеха, иначе люди одуреют от однообразного шума и механических движений.

Несмотря на то что рабочий день начинается в 7.15 (!), а заканчивается в 17.30, "аборигены" действительно дорожат своими местами. Зарплата в 250 долл. - неплохой доход для жителя Таиланда. Тем более что руководство завода иногда проявляет снисхождение к тунеядцам. Скажем, если человек опоздал на работу без уважительной причины, начальство предпочтет само выдумать эту причину (работнику и коллегам объяснят, что у него все утро, скажем, болел живот), чем давать пример к нарушениям дисциплины со стороны других сотрудников. Правда, директор завода Масайясу Масуда признается, что за прошлый год все-таки пришлось уволить несколько человек. Случаются производственные проколы. Если, например, где-то в Москве был забракован кондиционер, сюда придет сигнал из российского представительства компании. По серийному номеру быстро поднимут архив и определят тех, кто стоял в тот день на конвейере. Виновного отправят на... курсы по специальности. Если он проколется во второй раз, предприятие расстанется с бракоделом окончательно.

Вообще система контроля качества уникальна. Все направлено на то, чтобы сделать ошибку человека невозможной. Кроме того, все кондиционеры на выходе с конвейера проходят испытания. А некоторые агрегаты подвергают испытаниям "на выносливость": имитируют в специальной камере тайфун, распыляют солевой раствор и т. д.

Почему японская фирма выбрала для строительства своего завода Таиланд? "Эта страна с быстрорастущей экономикой и емким внутренним рынком, - поясняет директор. - К тому же здесь отсутствуют политические риски". Наверное, зарплата в 250 долл. вполне бы устроила многих жителей Подмосковья, сидящих сейчас без работы. Но производственные гиганты по-прежнему игнорируют наш рынок труда. А жаль...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно