Примерное время чтения: 5 минут
117

Участь участкового

ЗАХОЖУ в дежурную часть: всюду решетки, ходят люди в форме, нервически бледные люди мнут в руках сигареты под табличкой "Не курить!". Справа от меня стоит богато одетая женщина, на руках у которой хнычет ребенок. "У вас серьезные проблемы, да?" - сочувственно спрашиваю я, представляя, что ее, наверное, муж бьет. Женщина не отвечает. Через несколько минут к нам подходит Александр Владимирович ЦВЕТКОВ, старший участковый уполномоченный милиции ОВД района Южное Бутово. Женщина смотрит на него умоляюще, он дает ей на подпись несколько бумаг, затем обращается ко мне: "Это вы хотите провести день с участковым? Хорошо. Только, знаете, вам будет скучно - никакой романтики в нашей работе нет. Это не уголовный розыск, про который кино снимают, - у нас сплошная рутина..."

Глухие не для жалоб

ВЫХОДИМ с Александром Владимировичем на улицу. Решила спросить, что произошло с той женщиной. Его ответ меня ошарашил: "Да она стянула в магазине губную помаду. Так, для собственного удовольствия. Поймали. Вообще, очень часто воруют в супермаркетах. Берут на сумму до 450 руб. - ведь знают, что, если украдут больше, их могут и посадить. А так в худшем случае - штраф".

Обсуждая проблемы магазинного воровства, мы дошли до "резиденции" участкового - опорного пункта охраны порядка. Сюда Александр Владимирович в дни своих дежурств возвращается после того, как утром получит в дежурной части инструкции и почту. Как только мы входим, сразу начинаются бесконечные телефонные звонки. "Люди все время друг на друга жалуются, - вводит меня в курс дела участковый. - Недавно приходила старушка лет 85. Написала заявление, что все время шумят соседские дети. Я ее спрашиваю: "Вы где живете?" Она мне: "Чё?" И так раз пять. Оказалось, она глухая. И сын ее 55-летний - глухой. Непонятно, как их могли беспокоить шумевшие соседи, тем более что ближайшая квартира, в которой есть дети, находилась от них через... два этажа".

Бумаги и собаки

ЗА ЭТИ полгода Александр Владимирович раскрыл 7 уголовных преступлений и начиная с 1997 г. оформил около 1500 бумаг. Бумажной работы действительно много, но более всего беспокоит несовершенство законодательной базы. Прежде всего проблемы с "Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции" МВД РФ N 900 (Александр Владимирович честно признался, что разобраться в ней очень сложно). Недостатки городских и общегосударственных законов мешают не меньше. Однажды на глазах у ребят, игравших в песочнице, собаки, которых безалаберные хозяева выгуливали без поводков и намордников, разодрали в клочья кошку. "Разве это можно оставить безнаказанным, тем более дети видели? - сетует участковый. - Но в Административном кодексе статьи, посвященной этой проблеме, нет, есть только приказ по городу Москве. В общем, собачников наказать всегда очень сложно..."

Службе участковых, по мнению Александра Владимировича, очень не хватает согласованности действий: "Например, поступило сообщение, что в одной из квартир моего участка муж гоняется за женой с ножом. Пришел туда - стою и не знаю, что мне дальше делать: останавливать пьяницу с красными глазами и перекошенной мордой (он и меня может убить), звать на помощь (а в части может не быть машины, бензина, шофера), бежать оттуда (тогда зачем приезжал?). Каждый раз волнуюсь, когда отправляюсь в обход или по адресу, иногда и представить невозможно, чем это может кончиться".

Обход - путь тоже прямой

ЗАКОНЧИВ с приемом звонков, мы с Александром Владимировичем отправляемся на обход. Прохожие оборачиваются, некоторые уважительно здороваются. Мимо проходит женщина в красных чулках и рыжем парике. Заметив мой вопросительный взгляд, Александр Владимирович комментирует: "Нет, это не городская сумасшедшая. Настоящая чокнутая у нас тут только одна - в короткие периоды, когда бывает дома, успевает настрочить пару жалоб Путину такого содержания: "В городе Москве на улицах убивают людей. Помогите!" Ее уже давно опять забрали в психлечебницу, а мне дошло указание от высших инстанций: "Примите срочные меры! Проверьте, где это у вас убивают людей?" Так и думаешь каждый день, что еще чуть-чуть - и слетишь с работы..."

К сожалению, участковым частенько приходится бороться не только с преступностью, но и с несознательностью жителей. "Как-то обратил я внимание во время обхода на группу подростков, которые у бойлерной пили пиво, - рассказывает Александр Владимирович. - Мне там все личности известны - дети из неблагополучных семей. Заметил новичка - прилично одет, аккуратно пострижен. Взял за ухо и повел к родителям. Так меня там чуть не порвали! Сыночек мамочке своей бросился рассказывать: "Я с друзьями пиво пил, марка новая, очень вкусно". А она ему в ответ: "Надо же, даже я такой не пробовала, надо будет нам продегустировать..." Бабка же сразу на меня набросилась: "Зачем детей пугать?" Я все пытался ей объяснить, что друзья ее внучка напоят его, потом сделают слепок с ключей. А назавтра в их шикарной квартире будет кража. И виноват в этом окажусь я..."

Так бывает очень часто. О полезной работе участкового никто ничего хорошего не скажет, да и не может сказать. Ведь те люди, у которых все в порядке, и не знают, кто такой участковый. Алкоголики, пьяницы, наркоманы, нарушители паспортного режима - понятно, что им участковый противодействует, поэтому они его любить и не могут. От начальства тоже ничего доброго услышать нельзя: ведь чем больше милиционер работает на участке, тем больше жалоб и заявлений от недовольных, тем сильнее его ругают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно