Примерное время чтения: 4 минуты
67

Небоскребы для машин: мало и дорого

БЕСПОРЯДОЧНО припаркованные в московских дворах машины - вечное яблоко раздора между автолюбителями и местными властями. Четырехколесные "друзья человека" превращают аккуратные газоны в непролазные болота, мешают дворникам и уборочной технике, не дают проехать каретам "скорой помощи" и пожарным. На все возгласы возмущения дружный хор автомобилистов отвечает риторическим вопросом: "А где прикажете парковаться?" Хорошо, если удается приобрести по соседству скособочившийся ржавый бокс или вовремя воткнуть между деревьев страшноватого вида "ракушку". Так ведь и этому наследию перестроечной эпохи отцы города четыре года назад объявили непримиримую войну, предложив программу строительства "продвинутых" многоярусных гаражей (парковок) западного типа. И даже возвели силами инвесторов несколько десятков таких чудо-гаражей.

ВРОДЕ бы всем хороши новые гаражи: и сухо в них, и просторно, и сторожа за машинами смотрят. Вот только не пользуются спросом у наших сограждан эти "многоэтажки". И немудрено: цена машиноместа варьируется от 5,6 тыс. долл. в Северном Бутове до 35 тыс. долл. в подземном гараже в центре. А аренда, часто нелегально оформленная, обычно зашкаливает за 1 тыс. руб. в месяц. К тому же арендаторами подчас становятся предприниматели с солнечного юга, переоборудующие ячейки для машин под склад из штабелей ящиков с фруктами и овощами. Да и расположены эти автомобильные небоскребы, как правило, в удалении от жилых домов.

Виноваты богатые?

СТРОИТЕЛЬСТВОМ многоэтажных гаражей в основном занимается Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы. По словам его замруководителя Константина Королевского, ежегодно в столице создается около 70 тыс. машиномест. Согласитесь, для нашего мегаполиса, по которому каждый день колесит более 2 млн. машин, это - капля в море. "Если сопоставить эту цифру с приростом сдаваемых квартир, - соглашается Константин Юрьевич, - получается, что мы еле-еле успеваем затыкать образующиеся дыры. На сегодняшний день город лишь ищет инвесторов для подобного строительства и не участвует в нем своими деньгами. Выиграв конкурс и получив контракт, инвестор, естественно, хочет получить прибыль. Поэтому цена места в таком гараже порой доходит до десятков тыс. долл. Богатые люди сами провоцируют продавцов безбожно поднимать цены, покупая места по предложенной завышенной стоимости".

Единственный способ борьбы с запредельными ценами, по мнению чиновников, - существенно увеличить количество сдаваемых машиномест, что в ближайшее время и обещают сделать. Начиная с текущего года департамент будет выделять под многоярусные парковки больше земельных участков. И тогда жесткая конкуренция приблизит цену к себестоимости, а инвесторы будут щепетильнее относиться к стоимости строительства. Но вряд ли это привлечет массового столичного авто-владельца: себестоимость машиноместа в подземном гараже сегодня равна 15-18 тыс. долл., а в отдельно стоящем - 3-7 тыс. долл. Сколько москвичей смогут выложить такие деньги? А значит, надоевшие "ракушки" так и останутся более доступными для горожан.

Ипотека на гараж

ГОРАЗДО более перспективен, на мой взгляд, другой проект, условно пока названный "Народный гараж", который департамент готов предложить мэру. Допустим, организовывается группа жителей, готовая построить парковку за свой счет. Им землю выделят бесплатно. "Те, кто захочет построить себе гараж, должны понимать, что это - хорошее вложение денег, - считает г-н Королевский. - А вопрос со средствами можно решить, взяв ипотечный кредит в банке. Покупка гаража - это выгодное вложение денег".

Второй вариант касается районов, где сдается муниципальное жилье. Здесь департамент на средства города предполагает создавать некоммерческие гаражи для аренды. Совместно с Московским городским союзом автомобилистов (МГСА) уже отобраны в разных округах столицы более 150 одноуровневых гаражных площадок, где можно методом надстройки увеличить количество машиномест минимум втрое. "Причем те, у кого на этом участке был гараж, - объяснил г-н Королевский, - получат возможность выкупить себе место на новой парковке по себестоимости или взять его в долгосрочную аренду. Если эту программу утвердят, место в таком гараже будет стоить не более 100 руб. в месяц. Могу обещать, что уже через 3 года такой острой проблемы с гаражами не будет".

Звучит оптимистически. Жаль только, что "дешевые варианты" гаражей не предусмотрели четыре года назад, когда начинали городскую программу. Мы бы сегодня уже ходили по свободным дворам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно