Примерное время чтения: 5 минут
168

Карточные фокусы

УЖ не знаю, кто из нас был неправ: я или банкомат. Двадцать минут я стояла возле Его Величества на 15-градусном морозе и тыкала отмороженными пальцами в железные кнопочки. Когда наступало время выдать деньги, этот подлец нагло заявлял, что я неправильно набрала пин-код, и выплевывал мой "Мастеркард". На следующий день я посмотрела выписку с карты: все деньги были на месте, а о вчерашних попытках снять их со счета не было ни слова...

ПЕРЕД тем как произвести сеанс "карточных фокусов с разоблачением", немного теории. Сразу исключим версию, что вы держали свою кредитку возле мобильного телефона, компьютера или любого другого электронного прибора, который мог ее размагнитить.

Не та карта?

В МАГАЗИНАХ деньги с наших карт снимают двумя способами авторизации (проверки): ручной и автоматической. В первом случае в ход идет машинка-импринтер, в которой карточку прокатывают, делая рельефный отпечаток - слип. Потом кассир звонит в процессинговый центр (ПЦ), сообщает информацию о карте и получает (или не получает) разрешение снять с нее энную сумму денег. Вы со своей стороны это разрешение даете, подписывая слип. Один такой "съем со счета" называется транзакцией. Если авторизация автоматическая, на сцену выходит машинка под названием "POS-терминал". Продавец лишь раз проводит магнитной полосой карты в специальном гнезде, а терминал выходит на связь с ПЦ. Если все удачно, он распечатывает чек, который вы, как и в первом случае, должны подписать.

ПЦ - это нечто вроде банковского Интернета со своими оптоволоконными линиями связи и провайдерами. Как и в Интернете, получается, что где-то связь быстрая и хорошая, а где-то медленная и с перебоями. Поэтому и карточка у вас может быть в порядке, и денег на ней - куры не клюют, а "POS -терминал" думает над ней четверть часа, а потом выдает: "Нет контакта". Основных причин две - галлюцинации ПЦ и самого терминала, когда он хорошо "поддерживает" одну платежную систему и плохо "контактирует" с другой. Такое может произойти и в бутике, и в каком-нибудь торговом центре типа "Новоарбатского", и даже в пределах одного и того же "Рамстора". А в "Арбат-Престиже" на Ленинском вообще вывесили объявление о том, что карты не принимают "по техническим причинам".

На одном из интернет-форумов под названием "CREDCARD. Черный список" собраны жалобы на такие "глюки". Один картодержатель жалуется, что не смог заплатить "Визой Электрон" в "Кофе Тун", хотя "Визу" там берут. Другой - что в ГУМе и ЦУМе продавцы шарахаются от любой кредитки. В "Детском мире" продавец предложил покупателю скидку, если тот расплатится наличными. Терминал в обувном магазине "Парижская коммуна" на Белорусской" слишком долго проводил транзакцию, а в "Ньюс Пабе" клиенту отказали в оплате картой... входного билета. Дескать, внутри - пожалуйста, а вот за входной - налом.

Некоторыми видами карточек, например "Виза Электрон" или "Циррус Маэстро", можно заплатить, только если их обработка электронная. Так что если на дверях заведения есть стикер той же "Визы" или "Маэстро", а в кассе стоит импринтер, карточку у вас не примут. Вывод тут один: если хотите расплатиться картой в этом мире компьютерно-системоплатежных несоответствий, сначала покажите ее продавцу.

Банкоматы - это отдельная песня. Выгоднее всего снимать деньги в "родной" машине, от вашего банка. Остальные берут проценты. Причем по своему усмотрению, а не так, как это оговорено договором. Например, сначала списывают 5% от суммы, а потом, через несколько дней, все-таки 2% возвращают. Такой случай был описан клиентом Гута-банка, снимавшим деньги в автомате Альфа-банка. Но хорошо, если вы вообще можете свои деньги снять. Вот в новом торговом центре "Мега" банкоматов пруд пруди. И все они принадлежат Дельта-банку и обслуживают только "Визу". После полуторачасовых поисков мне удалось обнаружить банкомат Сбербанка, принимающий все виды "пластика". Он был единственным.

Когда присутствие обязательно

ОТЧАСТИ проблем с картами можно избежать. Специалисты Гута-банка предостерегают своих клиентов: если не хотите расстаться с деньгами, не выпускайте карточку из виду. То есть, если кассир взял ее у вас и удалился куда-то со словами: "Мой терминал не работает", - бегите за ним. А ведь с вашей карты можно совершить не одну транзакцию. Вы подпишете только один чек, на остальных же подпись можно скопировать. И если сделать это качественно, вы вряд ли сможете опротестовать покупку.

Если в магазине вашу карту "прокатали" в импринтере и заявили, что слип не получился, проследите, куда именно кассир дел испорченный листок. Если куда-то в карман - закатывайте скандал, требуя уничтожения слипа в вашем присутствии. Это документ строгой отчетности.

Некоторых возмущает, что вместе с карточкой продавец начинает клянчить у вас паспорт или права. На самом деле все правильно. Если на кредитке нет вашей фотографии (по требованию банки оказывают и эту услугу), второй документ, удостоверяющий личность, необходим. Но ведь некоторые продавцы, видя, что покупатель расплачивается "Мастеркард" или "Виза", да еще, не дай бог, золотыми или платиновыми, возвращают ему карточку еще до того, как тот поставит подпись на чеке! Дескать, сличать его подписи на карте и на слипе даже как-то невежливо. Ставьте им на вид и требуйте жалобную книгу! Ведь знаете, что это значит? Если кредитку у вас украдут, вор без труда будет расплачиваться вашим "пластиком", пока не кончатся деньги на счете...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно