Примерное время чтения: 9 минут
182

Льготы на транспорт: отменить или оставить?

За проезд у нас не платят граждане 64(!) категорий

Не обналичить ли льготу?

Давно вы видели в метро депутата Госдумы?

ВО ВСЕМ мире общественный транспорт является убыточным и дотируется государством. Но если в среднестатистической европейской столице расходы транспортников на 70% покрывает выручка от продажи билетов и лишь на 30% - бюджетные деньги, то в Белокаменной все происходит с точностью до наоборот. Городская казна давно является "добровольным" спонсором московских автобусов, троллейбусов, трамваев и метро, на 70% возмещая затраты транспортников на перевозку наших бренных тел. Кто-то возмутится: возможно ли такое, ведь билеты с каждым днем дорожают?! Возможно. Кроме примерно трех миллионов столичных пенсионеров БЕСПЛАТНО пользуются московской "наземкой" и "подземкой" еще 63(!) льготные категории граждан. Причем зачастую городу приходится платить не только за своих, местных "зайцев в законе", но оплачивать еще и расходы по перевозке федеральных льготников. Потому что сами федералы не спешат возмещать транспортникам суммы, которые пошли на предоставление льготы ведомственным "бесплатникам". Так, может быть, ПРИШЛО ВРЕМЯ ОТМЕНИТЬ ВСЕ ЛЬГОТЫ? Или нам стоит перейти к адресным денежным компенсациям наиболее нуждающимся категориям льготников, на которые они смогут купить себе билет?

"За"

Евгений МОСКВИЧЕВ, зам. руководителя Департамента автомобильного транспорта Минтранспорта РФ:

- ЛЬГОТЫ никто отменять не собирается. Но предполагается перейти к адресной помощи каждому нуждающемуся в ней человеку. Говорить о конкретных решениях пока рано. Проект закона, решающего эту проблему, еще не до конца готов, сейчас его обсуждают в Министерстве труда и социального развития РФ. Затем он пойдет в правительство и только после этого попадет в руки к депутатам. Лично я как гражданин России считаю, что в автобусы, троллейбусы и трамваи все пассажиры должны заходить с билетами. Что касается удостоверений, то их надо показывать не кондукторам или водителям, а представителям органов соцзащиты.

Владимир ГРУЗДЕВ, депутат МГД:

- СЕГОДНЯ общественный транспорт приносит городу убытки. Оплата проезда всего на 10% покрывает расходы транспортников. Еще 65% - это дотации из бюджета, а оставшиеся 25% - непокрытый убыток. Город вынужден платить практически за ВСЕХ льготников: и московских, и федеральных. Потому что средства, которые должны выделяться на покрытие расходов по перевозке федеральных льготников, до Москвы, как правило, не доходят. Много у нас и псевдольготников. Например, зеленоградский эксперимент по оснащению автобусов и троллейбусов турникетами показал, что среди зеленоградцев льготников не 75%, а всего 50%. Те же 25% пассажиров, которые раньше ездили по липовым корочкам, теперь полностью оплачивают свой проезд. На мой взгляд, наиболее разумным было бы заменить проезд "по удостоверениям" адресными компенсациями льготным категориям граждан. Но система их выдачи должна быть досконально продумана. Эти компенсации должны быть быстрыми и осуществляться так, чтобы человек не стоял в очередях, доказывая свое право на льготу. Если сделать все с умом, такая система льготирования будет удовлетворять и самих льготников.

Надежда П., кондуктор:

- ЛЬГОТЫ надо отменять! Вот вчера вечером заходит в автобус компания: две женщины и трое мужчин. Один из мужиков достает из кармана удостоверение налоговика, потом обводит рукой своих приятелей: "Это со мной". Хотя бесплатный проезд положен ему одному! Но попробуй скажи что-нибудь такому "герою"! Помощники депутатов, разные эфэсбэшники, милиционеры, военные - все ездят без билета и ведут себя часто по-хамски. Я против того, чтобы их бесплатно возили! Пусть лучше нам зарплату повысят и новые автобусы купят. У этих дармоедов и без льгот деньги на билет найдутся!

"Воздержались"

Дмитрий ГАЕВ, начальник Московского метрополитена:

- ВОПРОСЫ о льготах и форме их предоставления находятся в компетенции федеральных органов власти, и мы не вправе вмешиваться в решение этой проблемы. Но если государством установлена льгота для той или иной категории граждан, должен быть и механизм компенсации расходов на предоставление льготных услуг предприятиям и организациям, выполняющим данные требования. Невыполнение этих норм компенсации со стороны органов управления должно автоматически приостанавливать и процесс предоставления льгот. На мой взгляд, наиболее целесообразным является предоставление тех или иных льгот в виде ПРЯМОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ. Естественно, следует определить ежемесячный и годовой размер льготы и сделать его дифференцированным, в зависимости от того, насколько часто каждая льготная категория пользуется общественным транспортом.

Михаил ГОЛЬШТЕЙН, водитель троллейбуса:

- ОТМЕНЯТЬ льготы целиком нельзя, но городу нужно сократить количество местных льготников, то есть тех, кто пользуется общественным транспортом за счет столичной казны. Львиная доля городских чиновников пользуется правом на бесплатный проезд. При этом зарплата у них не меньше, чем у врачей, учителей или инженеров. Мотаться по служебным делам большинству чиновников не надо, так почему они ездят за "просто так"? Теперь о федеральных льготниках. Им право на бесплатный проезд предоставляется в связи со служебной необходимостью. Но целыми днями колесят по городу по рабочим делам единицы из легиона федеральных льготников. При этом различные министерства и ведомства, которые должны за них платить, делают это редко и неохотно. Так что предлагаю лишить федералов льгот на проезд в общественном транспорте. Тем же, кто действительно много времени проводит в дороге, пусть начальство покупает у "Мосгортранса" ПРОЕЗДНЫЕ БИЛЕТЫ. А вот для пенсионеров и инвалидов право на бесплатный проезд обязательно нужно оставить. Нельзя заменять его денежной компенсацией. Например, одна бабушка ездит на автобусе раз в неделю, а другая - пять раз в день. И если рассчитать сумму компенсации, ориентируясь на первую старушку, то получится, что вторая половину своей скудной пенсии будет тратить на дорогу.

"Против"

Елена ДРАПЕКО, депутат Госдумы РФ:

- НИ В КОЕМ случае нельзя отменять право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Это вызовет массовое социальное недовольство и неизвестно к чему приведет. Другое дело, что списки льготников надо упорядочить. Посмотрите: ведь масса служащих различных ведомств имеет право на бесплатный проезд, но далеко не все из них действительно в этом нуждаются. Думаю, можно было бы провести отбор внутри каждой из огромного числа льготных категорий. Посмотреть, кому бесплатный проезд необходим, а кто может покупать билет и на свои кровные. Безусловно, должны бесплатно пользоваться метро и наземным транспортом пенсионеры и инвалиды. Кстати, для них проездным билетом может служить "Социальная карта москвича", которую сейчас активно внедряют в столице. Я категорически против перехода на систему доплат: увеличивают у нас их нечасто и без охоты. Поэтому любую доплату мгновенно съест инфляция. И получится, что у человека не останется ни денег, ни льготы.

Ираида ОРЛОВА, пенсионерка:

- КОНЕЧНО, я против отмены льгот. У меня пенсия и так до прожиточного минимума недотягивает: покупать мясо я себе позволить не могу, лекарства все время дорожают, еле-еле на хлеб с молоком денег хватает. Если еще и за проезд платить придется, вообще не знаю, как жить буду. Да и за что платить? В нашем районе автобуса не дождешься, по полчаса на остановке мерзнуть приходится! А в маршрутку не сядешь - билет 12 руб. стоит. Я же почти каждый день куда-нибудь езжу: то справки разные собирать, то в поликлинику, то в аптеку. По магазинам я не хожу - там слишком дорого, поэтому покупаю продукты на оптовом рынке, до него тоже ехать приходится. И не надо мне никакой денежной компенсации! Знаю я: дадут 100 руб. и на этом успокоятся. А билет в автобусе, между прочим, уже 10 руб. стоит. Это что же: мне 5 раз до рынка доехать и обратно вернуться, а дальше?

Вместо заключения

НЫНЧЕ разрабатывается закон, благодаря которому льготники, возможно, лишатся права на бесплатный проезд в общественном транспорте, зато начнут получать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение билета. Идея эта, быть может, хороша, НО... Для начала стоит изрядно почистить ряды "зайцев в законе": зачем, скажем, члену Совета Федерации или депутату Госдумы доплата на проездной, если и тот и другой не вылезают из служебных авто? Не лучше ли эти деньги транспортникам отдать или среди пенсионеров поделить? Кроме того, судя по цифрам, которые озвучили чиновники Минтранса РФ на одной из пресс-конференций, компенсация будет рассчитываться исходя из стоимости 26 поездок. Сейчас эта сумма составляет 182 руб. (7 руб. одна поездка). При этом месячный проездной на метро стоит 250 руб. А ведь некоторые пользуются не одним видом транспорта! К тому же в определенном возрасте пенсионерам становится сложно лишнюю остановку пройти: они предпочитают дождаться автобуса. Теперь же им, видимо, придется тренироваться. С другой стороны, в столице существуют благословенные районы, в которых поликлиника, магазин и лавочка под тенистым тополем находятся в нескольких шагах друг от друга. Старикам, которые живут здесь и никуда не ездят, бесплатный билет ни к чему, а вот от прибавки к пенсии они не откажутся. Так почему бы не предоставить пенсионерам ПРАВО ВЫБОРА? Пусть сами решают, что им нужнее - бесплатный проездной или денежная компенсация.

Наша справка

ПРАВОМ на бесплатный проезд в столичном общественном транспорте пользуются, например, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, помощники и тех и других. Московские думцы тоже при желании могут вылезти из своих иномарок и бесплатно прокатиться в автобусе. Без билета смело заходят в метро и наземный общественный транспорт обладатели удостоверений государственного служащего, выданных Управлением кадров мэрии Москвы, столичным правительством, департаментами, комитетами, главными управлениями, управлениями, префектурами административных округов и их подразделениями. Могут не бояться контролеров также военнослужащие запаса, призванные на военные сборы, народные дружинники и сотрудники столичной жилищной инспекции.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно