Примерное время чтения: 5 минут
47

Буря вокруг места на полке

КОГДА вы приходите в один из крупных сетевых супермаркетов Москвы и не видите на полке кефира любимой марки, это может значить только одно: его уже разобрали. Или сеть снова поссорилась с поставщиком.

ВООБЩЕ сетевым магазинам приходится непросто. Ведь в каждом торговом зале бывает порядка 2 - 35 тыс. наименований всевозможных товаров, которые привозят 500 (а то и в два раза больше) разных поставщиков. Так, чтобы "все и сразу", - это только Metro, но с ним у сетевиков-ритейлеров (от английского retailer - розничный торговец) "особые счеты".

Входной взнос

ТЕПЕРЬ представьте, что за всеми этими - пусть "всего" пятьюстами - поставляющими нужен глаз да глаз. В свое время шума наделала история с обнаружением "контрабандного" кофе в магазинах таких респектабельных сетей, как "Седьмой континент", "Патэрсон" и "Рамстор". Как выяснилось потом, это дистрибьютора кофе попытались подставить конкуренты, настрочив на него "письмо доброжелателя" в налоговые органы. Заместитель гендиректора "Седьмого континента" Валентин Завьялов заверил, что своим поставщикам они "доверяют, но проверяют". Вывод: в принципе очернить целую сеть, напакостив одному из многочисленных поставщиков, - дело на одну сигарету.

Но и сами ритейлеры своим поставщикам спуску не дают. Во-первых, если кто-то хочет представить свои продукты в отдельно взятой сети, ему надо заплатить входной взнос от $1,5 тыс. либо адекватную этому скидку на товар. Во-вторых, в некоторых сетях принято правило: если открывается новый магазин, за это со всех поставщиков собирают от $500 и выше. В-третьих, если производитель вводит в оборот новый вид своего продукта, за это тоже требуют у. е., невзирая на то, рекламируется ли он по ТВ и другими способами. Особой проплаты требует размещение рекламной продукции производителя на территории магазинов, не говоря уже о всевозможных дополнительных скидках и отсрочке оплаты за товар.

Сетевики умело "стравливают" конкурирующие фирмы - пивоваров, что варят популярные марки "коктейля из солода и воды", производителей молочных продуктов, газированных напитков и т. д. Они отвоевывают себе новые бонусы и скидки, а всевозможные "Швепсы", "Солодовы" и "Молочники" - выгодные места на самых широких полках супермаркетов. Не захочешь уступить сетевику - мигом окажешься в самом дальнем углу.

Поставщики на эти меры идут, ведь средняя сеть - это сотня тысяч покупателей ежедневно. Хотя еще пару-тройку лет назад пытались "кочевряжиться", то есть держать цены. Особенной любовью к принципам страдал "Вимм-Билль-Данн". "Дикси", а потом и "Перекресток" отказались закупать его соки, "молочку" и т. д. Еще бы: "Вимм-Билль-Данн" желал, чтобы "Перекресток" скупал у него чуть ли не все наименования продукции. Правда, с сетью потом договорились. Но не всегда переговоры идут успешно. Юкосовская "Пятерочка" так поссорилась с компанией, производящей "Клинское", что ни в одном из магазинов сети вы ни за что не найдете ни бутылки "продвинутого пива". Так же случилось и с жвачкой: в том же "Перекрестке" вы сможете приобрести для свежести дыхания любой вид "Орбита" и ни одного - "Ригли". Пресс-секретарь этого торгового дома Леонид Белага говорит, что дело в конкурентной борьбе "жвачных гигантов", а вовсе не в "Перекрестке", якобы изгнавшим "Ригли". Просто у последних закончился срок контракта. А продажи "Орбита", напротив, увеличились в три раза. Что, в общем-то, даже логично.

Свои и не свои

ОТЧАЯННЫЕ "терки" идут с "алкоголиками", особенно производителями водки. По словам представителей таких компаний, сетевики просят с них по полсотни тысяч долларов за акцию по продвижению товара. Но, судя по тому, что новые виды "огненной воды" на полках появляются, эта сумма им по силам.

Одни марки постоянно мелькают на ТВ, а у других нет денег на раскрутку, и ритейлеры не уверены, что такой товар будет раскупаться. Поэтому они по-честному и предлагают производителям таких "невзрачных" продуктов "выкупить" на некоторое время место на полках супермаркетов, чтобы покупатель привык к товару.

Но главный удар по поставщикам нанесло немецкое Metro. "У нас не забалуешь", - объявили они жесткие условия отсрочки выплат, скидок, а также обозначили те "вступительные взносы", которые поставщики обязаны выплатить, если хотят оказаться внутри голубых гипермаркетов. "Дожали" так, что мятежный "Вимм-Билль-Данн", объединившийся с "Русским продуктом" и "Красным Октябрем", заявил, что ноги их в Metro не будет. А потом потихоньку наступили на горло своей песне - больно уж у германских товарищей оборот оказался хороший. Теперь крупнейшие русские сети - "Копейка", "Перекресток" и "Седьмой континент" (вместе они образовали Российский розничный альянс) - стали спокойно и методично давить на ренегатов, чтобы те дали им скидки не меньше, чем Metro. И вроде бы даже добились успеха, как говорят их представители! А у немцев и в "Ашане" тот же сок J7 все равно дешевле. Наши сетевики лишь пожимают плечами: дескать, к ним и ехать неудобно, и ассортимент у них меньше, да и работают французы "в минус". Большая сеть, большие деньги могут позволить себе несколько миллионов убытка, чтобы сбить цены. И поставщики здесь совсем ни при чем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно