Примерное время чтения: 3 минуты
105

Зачем нам берег турецкий

БЫЛО время, когда турецкие инвесторы не вылезали из Москвы. Известные фирмы строили офисы и квартиры, открывали представительства и магазины. Но из десятка компаний осталась одна, известная созданием сети гипермаркетов "Рамстор". Почему так произошло и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию, пытался выяснить Юрий Лужков в рамках недавнего визита в турецкую столицу.

Магазинов станет больше

КОГДА в 90-е гг. турецкие бизнесмены только выходили на московский рынок, они предпочитали инвестировать в строительство. Их силами и на их деньги был построен не один миллион м2 площадей в Москве. Сегодня свой выбор они остановили на продовольственном рынке или стараются одеть москвичей в турецкие товары. Но делают это без прежнего энтузиазма, вкладывая гораздо меньше денег. И это несмотря на то, что за все время работы в Москве свои деньги не потеряла ни одна турецкая фирма.

Казалось бы, 10 лет назад осваивать столичный рынок было труднее. Ведь только в прошлом году принят пакет законов, поощряющих и защищающих иностранные инвестиции. Мэр Анкары Мелих Гекчек на встрече Юрия Лужкова с турецкими бизнесменами объяснил снижение инвестиционной активности решением Эксимбанка Турции, который приостановил кредитование некоторых проектов. (Нет денег, нет фирм, готовых их осваивать.) Среди прочего московскую бюрократию называли важной причиной, затрудняющей открытие и развитие фирм в Москве. А тем немецким бизнесменам ничто не помешало активно включиться в развитие, например оптовой торговли в Москве. Два торговых центра уже открыто, еще 7 строится и целых 22 гипермаркета в ближайших планах.

На Запад через Москву

НА САМОМ деле, считают столичные эксперты, ослабление интереса к Москве было связано с желанием Турции освоить западный рынок. Но богатая Европа оказалась для турок закрыта в силу сложившегося без них рынка и более высокого качества товаров. Экспериментировать не стала "Ramenka", основавшая в Москве "Рамсторы": ее прибыль каждый год увеличивается на 10%. Есть место на рынке и для более "мелких" бизнесменов. Яуз Эрогли, владелец сети джинсовых магазинов, рассказывает, что бизнес в Москве приносит не только финансовую прибыль, но и дает возможность продавать свои товары на Запад, поскольку многие страны мира регулируют ввоз турецких товаров квотами, тогда как для российских товаров нет ограничений. Свою джинсовую одежду Эрогли шьет по лицензии известных торговых марок в Наро-Фоминске. Из 10 его магазинов убыточный только тот, что находится в торговом комплексе на Манежной площади. Но именно этот бутик обеспечивает престиж фирмы.

Удачные примеры развития крупного и мелкого бизнеса захотелось повторить. В скором времени будут созданы оптовые турецкие рынки и в Москве откроют много маленьких магазинчиков турецких товаров. Ожидается, что товарооборот между Москвой и Анкарой, увеличившийся за прошлый год на 30%, в этом году вырастет еще на столько же.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно