Примерное время чтения: 9 минут
81

Дыркой от бублика в Москву не заманишь

В прошлом году мы "потеряли" 60% интуристов.
Пятизвездочные отели погоду не делают.
В столице не хватает "изюма".

ИНОСТРАННЫЕ туристы ежегодно пополняют казну Парижа на 20 млрд. долл. Англичане подсчитали, что через два-три года доходная часть бюджета Лондона на 70% будет формироваться за счет средств, которые принесет въездной туризм. Многие мировые столицы живут и процветают на деньги, выложенные благодарными интуристами за удовольствие полюбоваться на известные всему свету городские красоты. А что же Москва?

Кто к нам (не) едет

В НАРОДЕ еще жива легенда о том, что иностранцев в Первопрестольную калачом не заманишь: мол, боятся они преступности, царящей на столичных улицах, и медведей, по ним прогуливающихся. Ничего подобного! Как выяснилось, интерес к Москве за рубежом нынче велик. Вот что рассказала мне пресс-секретарь Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Ирина Тюрина: "Иностранные туристы к нам едут с удовольствием. Количество желающих посетить Москву в последнее время выросло. Неожиданным образом на иностранцев повлияли события, произошедшие в США 11 сентября. За рубежом вдруг поняли, что Москва не настолько страшна, как представлялось раньше. И уровень преступности у нас оказался ниже, чем в Нью-Йорке, да и лететь к нам не так далеко". Так что теперь в Белокаменную стройными рядами тянутся гости из Германии, США, Италии, Англии, Франции, Финляндии, Японии, Таиланда и т. д. В Китае Россию объявили страной, благоприятной для туризма. И так как китайцы - народ сознательный, организованный и послушный, теперь они не оседают с баулами, набитыми тряпьем, на Дальнем Востоке, а разбиваются на группы, вооружаются фотоаппаратами и едут в Москву - запечатлеть себя на фоне Кремля. Только вот не видно что-то на столичных улицах наплыва многочисленных иностранных гостей. Может, их по секретным маршрутам водят?

На самом деле все банальнее. По словам Ирины Тюриной, в прошлом году туроператоры вынуждены были... отказать в приеме 40-60% иностранцев, желавших посетить Первопрестольную. Причина проста: в гостиницах нет мест. Конечно, странно слышать подобное о городе, в котором постоянно строят или реставрируют отели различной этажности. Но дело в том, что, хотя количество этажей у этих гостиниц и разное, звездность у большинства из них одна, самая высокая: "пятерочка". Иностранцы же - народ бережливый, к тому же в качестве туристов выступают обычно не монстры капитализма, а рядовые (пусть и забугорные) пенсионеры, которые не в силах ежедневно платить по нескольку сотен долларов за номер в гостинице. Поэтому останавливаться они предпочитают в отелях среднего класса - трехзвездочных, которых в столице катастрофически не хватает. Московский Комитет по туризму обещает, правда, что отстроит 20-30 таких гостиниц к... 2010 г. Но интерес к Москве к этому моменту, скорее всего, уже иссякнет.

Еще одна проблема - наша извечная расхлябанность и неорганизованность. Думается, никому не нравится по 30-40 минут ждать у отеля обещанный туристический автобус. Но, например, японцами или тайцами малейшие нарушения в расписании (которое для нас чаще всего является не описанием конкретных действий, а общим планом) воспринимаются как трагедия. Они начинают жутко нервничать и переживать. Какой уж тут отдых!

Что мы (не) показываем

НЕСМОТРЯ на появившийся интерес к нашему городу, конечной целью иностранных туристов редко бывает собственно Москва. Чаще всего они предпочитают следовать по маршруту Москва - Питер или Москва - Золотое кольцо. Причем и в том и в другом случае Белокаменную осматривают походя, уделяя большую часть времени экскурсиям по второму пункту назначения. В общем-то, оно и понятно. Что мы, в сущности, можем предложить туристам? Неповторимый архитектурный стиль, как в Северной Пальмире? Столичная архитектура весьма эклектична. И угадать во всем этом самобытный московский стиль весьма сложно. А любимая столичными начальниками псевдорусскость в иностранных сердцах никакого отклика не вызывает. Даже Кремль после строительства на его территории Дворца съездов многие признавать шедевром мирового масштаба отказываются. Есть, конечно, еще Большой театр, метро и Вечный огонь в Александровском саду. Но их посещение вкупе с обзорной экскурсией по городу вполне можно уложить в один день.

Так что творить "изюминки", на которые иностранцы будут слетаться как мухи на мед, надо своими руками. В этом году в качестве меда туристам попытались предложить широкую Масленицу. Задумка замечательная, если бы не два "но". Во-первых, в конце февраля - начале марта в туристическом бизнесе обычно затишье: не сезон. И, во-вторых, действо, которое позиционировали чуть ли не братом-близнецом ежегодного карнавала в Рио, больше всего напоминало плохо отрепетированную пьеску, поставленную заводским драмкружком. Между тем это москвичам в зубах навязли ростовые куклы и частушки с кокошниками, а иностранцы обожают фольклорные праздники и с удовольствием принимают в них живейшее участие: отплясывают в хороводах и пытаются подпевать. Другое дело, что поставить это надо с размахом, не жалея сил и, конечно, денег. Потому что в случае с Масленицей недостаток у организаторов средств сквозил буквально в каждой декорации. Ну и назначать праздник надо на лето, на которое приходится пик туристической активности. Например, хорошо бы "смотрелся" фестиваль колокольного звона и церковного пения. Подобный тому, который уже провели в Пасхальную неделю.

Другой вариант: кроме Большого и Вечного, иностранцев живо интересует все, что относится к коммунистической эпохе в истории нашего государства. Так почему бы не открыть в Москве Музей коммунизма? Один из залов можно стилизовать под типичную советскую многокомнатную "коммуналку", а на "коммунальной кухне", например, организовать ресторан. От интуристов в таком месте отбоя не будет! Кроме того, иностранные туристы, особенно приезжающие с Запада, а не с Востока, хотя и пенсионеры, с большой охотой отплясывают на данс-полах в ночных клубах и обожают гулять по городу после полуночи. К сожалению, появляться даже на центральных столичных улицах в это время небезопасно. Тверскую, как известно, оккупируют ночные бабочки, а Арбат и окрестности Красной площади - агрессивно настроенная молодежь, бренчащая на гитарах и поглощающая водку в огромных количествах. Другое дело, если бы удалось убрать с главных улиц все эти ночные "прелести" и перевести фонтаны на круглосуточный режим работы, - заполночная жизнь сразу бы оживилась.

Следующая идея: нынче во всем мире в моду вошел экологический туризм. Чтобы организовать правильный экологический тур, даже никаких особых вложений не требуется: бывший пионерлагерь с деревянными домиками в дремучем лесу иностранные натуралисты-любители воспримут на ура. Правда, отдых придется сдобрить вылазками в чащу "по грибы" и вечерними фольклорными празднествами у костра. Иногда туристы даже готовы идти до места назначения пешком.

Как видите, вариантов превращения Москвы в туристский центр великое множество. Мы в самом начале этого пути, и на данном этапе очень важно правильно расставить приоритеты. Потому что сейчас столице дополнительная трехзвездочная гостиница, думается, много нужнее самой широкой Масленицы.

Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат МГД:

- ПЕРВЫЙ момент: в столице до сих пор нет достаточно развитой туристской инфраструктуры. Не хватает гостиниц, особенно трехзвездочных, рассчитанных на средний класс, и совсем дешевых - молодежных. Да и другие элементы инфраструктуры - транспорт, предприятия общественного питания - требуют совершенствования. Второй момент: у Москвы нет имиджа города, привлекательного для туризма. И сейчас надо целенаправленно его создавать. Необходимо найти "изюминку", которая привела бы людей именно в Первопрестольную, и рассказать о ней всему миру. Туризм бывает разный - молодежный, детский, экстремальный, путешествия пенсионеров - поэтому и "приманки" могут быть совершенно различны. Например, в России множество вариантов для экстремального туризма, можно создать базу в Москве и уже отсюда отправлять "экстремалов" по всей стране. Но для этого в первую очередь необходимо наладить связи с регионами России. В самой Москве, безусловно, тоже есть уникальные туристские объекты: например, заповедники "Коломенское" и "Царицыно". Здесь уже многое сделано, интуристы с удовольствием приезжают, но если бы в "Коломенском" восстановили деревянный дворец царя Алексея Михайловича (Тишайшего), наплыв туристов увеличился бы многократно. Они же такого нигде не видели. Хотя лучше всего будет, если администрация президента согласится покинуть Кремль и его целиком откроют для посещения туристов. Иностранцы тут же к нам поедут в огромных количествах. Ведь Кремль - это самый большой замок в Европе. Многие мечтают его посетить. Правительству же можно оборудовать резиденцию в другом месте, например в Лефортовском дворце, а в Кремле оставить закрытым один особо шикарный зал для самых важных приемов. В конце концов не сидит же президент Франции в Лувре, а премьер-министр Великобритании - в Тауэре, почему у нас должно быть по-другому?

Александр ЧУДНОВСКИЙ, президент Ассоциации вузов туристского образования:

- В МОСКВЕ лучше всего себя чувствуют бизнес-туристы. Все их расходы обычно оплачивает компания, поэтому они могут себе позволить платить 300 долл. в сутки за номер или нанять хорошую машину с водителем. А те иностранцы, которые едут к нам осматривать достопримечательности, часто сталкиваются с бытовыми проблемами: столице явно не хватает недорогих гостиниц с качественным обслуживанием, существуют трудности с транспортом. При этом времена, когда Россия для иностранцев была экзотическим местом и поездка в Москву считалась более экстремальным видом отдыха, чем, допустим, африканское сафари, давно прошли. Сейчас надо искать "чисто московские" развлечения, которыми мы можем привлечь туристов. К сожалению, зачастую мы пытаемся следовать западным образцам. Например, открываем множество казино. Но Лас-Вегас столичные игральные дома все равно не переплюнут. Да и не нужны они туристам: иностранцы жаждут видеть на московских улицах медведей и прочую русскую экзотику. Так что, придумывая развлечения для туристов, ставку делать надо именно на национальные особенности. Как показывает практика, иностранцы Москву любят, но любят на расстоянии. Надо выделять деньги на рекламу Первопрестольной за рубежом. Западные страны выделяют на продвижение своих городов среди иностранцев десятки, сотни миллионов долларов. Рекламный бюджет Москвы скромнее примерно на три порядка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно