aif.ru counter
41

Взлетно-полосатая проблема

АиФ Москва № 13 27/03/2002

ЕСЛИ цены на авиабилеты через месяц-два резко и явочным порядком повысятся, удивляться не надо. Об этом предупреждал вице-премьер Виктор Христенко, пообещав, что вопрос о начале работы и кадровом составе ФГУП "Московский авиаузел" будет решен в ближайшие дни.

ВПРОЧЕМ, о том, что билеты подорожают, можно было догадаться еще в октябре прошлого года, когда решение о создании этого самого ФГУП было принято. Причина создания федерального унитарного госпредприятия тоже ясна: желание сосредоточить в рамках одной системы все государственное имущество всех аэропортов, не подлежащее приватизации. А это значит, что компании, которые арендовали взлетно-посадочные полосы аэропортов "Внуково", "Домодедово", "Шереметьево" (все) и "Быково" напрямую у государства, вынуждены будут арендовать то же самое через посредника.

Сажать - не сажать?

ЦЕНА этого вопроса приближается к 50 млн. долл. Именно столько составляет сейчас годовой доход московского авиаузла от использования федерального имущества аэродромов (взлетно-посадочные полосы, сигнальное оборудование и т. д.). Отработанная годами схема проста: аэропорт арендует госимущество, получает доход и платит налог. С созданием ФГУП для аэропорта ничего не изменится. Ничего, кроме дохода: аэропорт его просто не получит. Вернее, получит, но не сразу, и неизвестно, в каком виде, поскольку доходы с аэродромов будут собираться в одном месте, и ФГУП уже решит, кому и сколько дать. С точки зрения чиновника, все логично: деньги от эксплуатации государственной собственности должны поступать непосредственно в бюджет. С точки же зрения компании, арендующей аэродром, получается, что новое унитарное предприятие просто "отлучит" ее от части дохода. В особенности это касается заключения договоров на взлет - посадку. ФГУП получит полномочия заключать их самостоятельно и самостоятельно же получать деньги с авиакомпаний. Таким образом, компании-арендаторы лишатся как минимум 80% прибыли, которую приносят сейчас аэропортам взлеты и посадки. Кстати, для совсем уж недовольных компаний предусмотрен вариант расторжения арендного договора: ФГУП имеет право заключить договор на пользование госимуществом с любым юридическим лицом.

Демаркационная линия

ВОПРОС об эффективном управлении авиахозяйством почему-то отводится на второй план. Возможно, на данном этапе прибыли и их распределение важнее. Однако надо помнить и о том, что износ "не подлежащего приватизации государственного имущества" доходит до 80%. Насколько при этом велик риск авиапутешествий - неизвестно. Во всяком случае, по оценке президента ассоциации "Аэропорт" Виктора Горбачева, на реконструкцию основных аэродромных комплексов понадобится выделение дополнительных единовременных ассигнований в размере 74 млрд. руб. Так что ФГУПу придется взять на себя не только приятную функцию получения и распределения доходов, но и все остальное тоже.

По мнению нынешнего руководителя ГУП "Московский авиаузел" министра транспорта МО Петра Кацыва, без дополнительных инвестиций реконструкция и тем более развитие аэродромов невозможны. Средств, саккумулированных в новой федеральной структуре, скорее всего, не хватит. Единственный вариант - централизованно и на всех аэродромах повысить взлетно-посадочные тарифы. Сбить их будет некому: единая система ФГУПовского контроля аэродромов не оставляет возможности конкуренции. А это совершенно точно должно привести к значительному увеличению цен на билеты, причем во всех аэропортах и авиакомпаниях сразу.

Зато повышение цен никак не отразится на повышении безопасности полета. "Произойдет размывание ответственности, - говорит Петр Кацыв. - Если раньше за взлетно-посадочные полосы, арендованные у государства, отвечал конкретный директор конкретного аэропорта, то что будет сейчас? Кто будет отвечать? По-прежнему - арендатор, эксплуатирующий мощности, или собственник - ФГУП, контролирующий и директора-арендатора, и аэродром?"

Тем не менее вопрос практически решен. Единственное небольшое и легкоустранимое препятствие - территориальная принадлежность столичных аэропортов. Все они относятся к Московской области, а значит, существование там федерального предприятия по распределению прибыли выглядит несколько неестественно: доходы должны хотя бы частично оставаться "на родине". Впрочем, по словам Петра Кацыва, после совещания президента и губернатора решение, скорее всего, будет положительным, и ФГУП зарегистрируют на территории МО.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы