Примерное время чтения: 9 минут
119

Москва - столица антифеминизма

В некоторых столичных вузах проходной балл для мальчиков ниже.

Женщин увольняют первыми.

За один и тот же труд женщины получают меньше.

КОГДА мне не хватило полбалла, чтобы попасть на дневное отделение журфака МГУ им. Ломоносова, подруга моей мамы утешала: "Ты же девочка, тебе в армию не идти. Образование же можно и вечером получать". Ее сына, олуха царя небесного, который всю жизнь у меня списывал, приняли с таким же баллом не просто на дневное, а на престижное международное отделение. Дело в том, что туда 10 лет назад не принимали девочек. Знаете почему? Девочки умнее, они сами пробьются, а вот мальчиков нужно спасать от армии. Это спустя много лет объяснила уже моя подруга, чиновник от образования и мама недоросля, который, если не поступит будущим летом с первого раза, загремит на срочную службу.

Образование

ДЕВОЧЕК и сегодня не принимают на международное отделение при поступлении, но, учась на "отлично", со второго курса они имеют возможность перевестись. Но международное отделение на журфаке - не единственное место, куда у девочек ограниченный доступ. Ведущие московские вузы имеют "мальчиковые" отделения: МГИМО, Институт иностранных языков и др. Доходит до того, что разница между проходным баллом для девочек и мальчиков достигает 3 баллов. "Зачем вообще учить женщин, если они все равно выйдут замуж и не будут работать по специальности?" И это повторяют образованные люди, которые уже смирились с тем, что журналистика за последние десять лет сильно феминизировалась. Как, впрочем, и многие другие профессии, считавшиеся до недавнего времени преимущественно мужскими. (К слову сказать, начиная со второго курса я работаю по специальности, а персонаж, поступивший на международное отделение и как-то его закончивший, занялся бизнесом, далеким от журналистики.)

Городские власти недавно признались, что, несмотря на рост вакансий, трудоустройство многих обратившихся в службу занятости москвичей затруднено частными претензиями работодателей. Многие компании подбирают себе служащих, обращая внимание не только на образование и навыки, но и на возраст и ПОЛ. Пару лет назад, обновляя штат корреспондентов, руководство одной телекомпании пользовалось негласным правилом - не принимать на работу девушек. А кого еще принимать, если последние десять лет на 100 выпускниц журфака приходится не больше 20 выпускников? И девушек принимают, но на МЕНЬШИЕ ДЕНЬГИ. Кому не нравится - тот не работает. А чтобы не было поводов обсуждать зарплаты с остальными трудящимися, в обиход ввели такое понятие - "зарплата - коммерческая тайна".

Безработица

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 лет окончательно оформился портрет безработного в Москве. ЭТО ЖЕНЩИНА старше 35-40 лет, служащая, с высшим образованием, уволенная по собственному желанию или в связи с сокращением штата. Каждая третья безработная воспитывает несовершеннолетних детей, каждая четвертая работала в должности руководителя и находится в предпенсионном возрасте. Эти выводы сделала Московская служба занятости, по данным которой из всех безработных, поставленных на учет в прошлом году, больше 70% - женщины.

Да, у безработицы в Москве женское лицо. Причину этого явления по-прежнему видят в политических и экономических переменах, произошедших во всем государстве, но по-разному повлиявших на занятость мужчин и женщин. Последних из-за хронических задержек зарплат и повальных сокращений ушло с предприятий и фирм гораздо больше. Но аналогичную работу они себе так и не нашли. Специалисты городской службы занятости сделали из этого любопытные выводы. По их мнению, все произошло из-за того, что эмоционально женщины труднее переносят нарушение привычных связей и условий работы.

На мой взгляд, дело совсем в другом. Мужчины остались ждать зарплат, тогда как многим женщинам в это время нужно было кормить детей. В Москве матерей-одиночек 10% от общего числа женщин, имеющих детей. Кроме того, регистрация на бирже - это не только понижение статуса, но и возможность переучиться, получая при этом небольшие деньги в виде пособия. Неофициальная статистика говорит, что безработных мужчин не меньше, просто называться так официально для них труднее, чем сидеть месяцами без зарплаты. Или бросить свою прежнюю жизнь и освоить новую профессию.

Социологические исследования обнаружили устойчивую связь между ростом заработной платы в отраслях и вытеснением из нее женщин. Высокооплачиваемыми и просто доходными стали ранее феминизированные отрасли - банковское дело, страхование, торговля, общественное питание. Женщинам оставляют менее оплачиваемые сферы - здравоохранение, образование, культуру и искусство. Спрос на эти специальности есть, только вот нет возможности у государства достаточно платить. Большинство организаций этих отраслей финансируются из бюджета. И помня о разборчивых работодателях, женщинам приходится соглашаться на то, что оставляют мужчины. Или создавать самим для себя рабочие места. Число женщин-предпринимательниц растет с каждым годом. В большей степени их деятельность ориентирована на решение социальных проблем всего общества: создание альтернативных детских садов, гимназий и колледжей, открытие фитнес-центров, парикмахерских и косметических салонов, организация дизайн-студий, модных ателье и художественных галерей.

У власти

ЧТО женщины - тоже люди, власти города вспоминают нечасто. Последнее яркое воспоминание пришлось на выборы мэра в 1999 г. Юрий Лужков тогда в рамках программы "Отечество - женщинам" обещал довести "процентное содержание женщин до 1/3 от уровня мужчин", в том числе и в правительстве Москвы. Довести до уровня пока не получилось. За два года в правительстве к двум прибавилась одна женщина - префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер. Любовь Кезина возглавляет Комитет образования. Людмилу Швецову, до выборов возглавлявшую Комитет межрегиональных связей, повысили до заместителя мэра по социальным вопросам. Однако нашему мэру далеко до губернатора Саратовской области. Выступая как-то на всероссийской конференции "Женщина и развитие: права, реальность, перспективы", он предложил уходить женщинам на пенсию в 60 лет, а мужчинам - в 55 лет. Все потому, что женщины живут дольше, значит, должны больше работать.

Вместо послесловия

ЕСЛИ БЫ мужчин было больше, то можно было бы говорить о заговоре с их стороны. Но с точки зрения демографии и российских законов все в порядке. ДЕЛО В НАС САМИХ. Добиваясь успеха и занимая посты, мы даже помогаем, что называется, себе подобным, организовывая семинары, конференции и деловые центры. Но на работе все же предпочитаем окружать себя... мужчинами. И на вопрос, кто является лучшим руководителем, простым большинством (49,2%) называем опять-таки мужчину.

НАША СПРАВКА. В Москве 55,1% от общей численности населения составляют женщины. В экономике города занято около 2,8 млн. чел. Это несколько больше, чем доля женщин в общей численности трудоспособных горожан. Среди работающих по найму женщин 58% - специалисты и служащие, 34% - рабочие, 8% - руководители. ЖЕНЩИН С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ 40%, мужчин - меньше 40%. По уровню среднего и среднего профессионального образования мужчины и женщины распределяются приблизительно одинаково: 20% и 30% соответственно.

За последний год с помощью службы занятости нашли работу порядка 200 тыс. женщин. По отраслям экономики трудоустроенные распределились так: в организации культуры - 21%, жилищно-коммунального хозяйства - 19%, торговли и общественного питания - 11%, промышленности - 10%, с/х производства - 9%, здравоохранения и социального обеспечения - 7%, строительства - 5%, бытового обслуживания - 3%, транспорта - 2%, органов управления, науки, финансов, кредитования, страхования и связи - 1%, прочие отрасли - 9%. 75% всех вакансий предоставлены малыми предприятиями.

Надо бороться (юристы советуют)

МНОГИЕ компании и организации стремятся не принимать на работу женщин предпенсионного возраста, имеющих малолетних детей, матерей-одиночек, беременных, а также... бездетных, поскольку в любой момент те могут уйти в декрет. Все из-за льгот, которые женщинам подарил Кодекс законов о труде (КЗоТ). Некоторые работодатели, правда, о льготах особенно не распространяются, но КЗоТ можно купить в любом переходе. Помните, что, например, женщина с ребенком-инвалидом имеет право один день в неделю не выходить на службу, и этот день все равно ей оплачивают. Два ребенка дают право на отпуск только в летнее время, совсем маленькие дети позволяют без других видимых причин отказываться от сверхурочной работы. Беременных же должны переводить на более легкую работу и до выхода из отпуска оставлять за ними место. Неудивительно, что в том числе из-за льгот женщины автоматически становятся нежелательными сотрудниками. Поэтому очень часто льготами просто не пользуются. И с этим невозможно бороться. У нас не Америка, чтобы чуть что в суд подавать.

Ольга ЖУКОВА, доктор социологии, корпоративный психолог:

- НАС большинство. И так c момента первой переписи населения. Но женщины никогда по-настоящему своим численным преимуществом не пользовались. Им было некогда, они боролись за мужчин. После войны на десять женщин приходился один мужчина. В 60-е, 70-е, 80-е мужчин выкашивали стройки коммунизма и военные действия в дружественных странах - Венгрии, Чехословакии, Вьетнаме, Афганистане. О потерях мы узнавали из статистики: на четырех женщин приходился один мужчина. Женщины привыкли бороться друг с другом.

А как мы воспитывали своих сыновей? Они с детства знали, что мама в армию не пустит: пойдет на пенсию, разведется с папой, чтобы формально чадо стало кормильцем. Учась многие годы на дневном, мальчики поступали в очную аспирантуру и до 27 лет не работали и не зарабатывали. Если обратиться к статистике, то сегодня молодая женщина до 30, с высшим образованием (часто не одним) более успешна, чем ее ровесник мужского пола, также с высшим образованием и ученой степенью. Но пройдет каких-то 5 лет, мужчины догонят их и наверняка обгонят. Помните, они идеальные сотрудники даже для женщин-руководительниц.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно