Примерное время чтения: 3 минуты
139

Турникеты для "зайцев"

КОГДА в районе Крюково (Зеленоградский АО) пустили первый автобус, оснащенный турникетами, количество пассажиров, пользующихся этим маршрутом, резко сократилось. Остались верны "турникетному" автобусу в основном льготники. Горожане, ездящие по обычным билетам, предпочли перебраться на соседние неэкспериментальные маршруты. Нынче проехать "зайцем" по Зеленограду практически нереально: попасть в любой из местных автобусов (кроме того, который идет до столицы) можно только через переднюю дверь с турникетом. В общем, эксперимент состоялся. Остается выяснить, насколько удачным он вышел.

По мнению специалистов Управления транспорта и связи правительства Москвы, зеленоградский эксперимент себя оправдал. Было две главные задачи: посчитать точное количество льготников, пользующихся наземным общественным транспортом, и избавиться от безбилетников. Как только автобусы оснастили турникетами, ежемесячная выручка выросла в среднем в 2-2,5 раза на каждом маршруте! Удалось "посчитать" льготников: выяснилось, что 51% пассажиров имеет право на бесплатный проезд, еще 15,4% - это студенты и школьники, которые платят только 1/3 от реальной стоимости билета. Кроме того, эксперимент показал, какие маршруты недостаточно загружены, а на каких - автобусов явно не хватает. Да и автобусы стали ходить регулярнее. Конечно, помогли те 90 машин, которые выделили "под эксперимент". Но самое интересное, что проблема была даже не в недостатке автобусов: не хватало водителей! Теперь они идут работать на зеленоградские маршруты охотнее: зарплата выросла почти в 2 раза. К тому же водителям полагается вознаграждение за продажу билетов. Из-за постоянного контроля водитель теперь не может не вывести машину на маршрут, а раньше и такое случалось. Гордятся чиновники и тем, что 50 млн. руб., в которые обошелся эксперимент, целиком выделили инвесторы. Город на это не потратил ни копейки.

Но это одна сторона медали, та, которая видна городским головам. Рядовые же пассажиры смотрят на эксперимент немного иначе. Во-первых, чтобы войти в автобус, зеленоградцам до сих пор приходится стоять в очереди. Конечно, можно во всем обвинить самих пассажиров: мол, не покупают заранее магнитные карточки, вот и приходится водителю набирать сдачу с 500-рублевых купюр. Но, с другой стороны, где будки, продающие билеты, которые грозились поставить буквально на каждой остановке? Их количество постоянно обещают увеличить, но пока результаты незаметны. И потом очень многие жалуются на то, что "турникетные" двери слишком узкие. Не проще ли из самого турникета оставить только устройство, считывающее информацию с магнитной карточки. Технически это выполнимо. Да и позволит сэкономить деньги инвесторов (сейчас оборудование автобуса турникетом обходится в 7 тыс. долл.).

В итоге получилось, что, ловя "зайцев", власти в какой-то мере усложнили жизнь добропорядочным пассажирам. Да и, несмотря на весь оптимизм, работать "турникетная" система сможет только на внутренних маршрутах в больших спальных районах. К счастью, чиновники это тоже понимают и не собираются распространять эксперимент сразу на всю столицу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно