Примерное время чтения: 4 минуты
113

Маски оперы и балета

В МУЗЫКАЛЬНЫХ номинациях нынешней "Золотой маски" (исключая современный танец) нет ни одного (!) московского спектакля. На фоне жалкой горстки избранных номинантов "из глубинки" с подавляющим преимуществом в фестивальной афише красуются спектакли из города на Неве. Сверх того, как обещает изобретатель и бессменный директор "Маски" Эдуард Бояков, большой друг Мариинки и Гергиева, следующий фестиваль и вовсе переедет в Северную Пальмиру. Тенденция или случайность?

Свою главную задачу "Маска" видит в том, чтобы ежегодно давать сжатую картинку сезона. И на сей раз фестивалю удалось смоделировать иллюзию, будто на территории России уже не существует никаких других оперных стилей, кроме радикального. Все спектакли-номинанты идеально укладываются в прокрустово ложе среднеевропейского радикализма. Выдержаны в одном тоне нарочито современного театра - "бедного", но актуального - минимализм и смысловые перпендикуляры торжествуют над поверженными в прах традиционным спектаклем и помпой (ради которой обычная публика и ходит в оперу). Однако трудно поверить в то, что на необъятных просторах российской оперы за весь минувший сезон не поставлено ни одного приличного спектакля в традиционной или какой-нибудь еще альтернативной радикализму манере.

Приходится признать, что нынешний срез оперного сезона у "Маски", как и в прошлый раз, получается односторонне тенденциозным: как эстетически, так и географически. В оперную орбиту фестиваля удалось прорваться лишь Новосибирску и - за счет дружного лобби - Саратову с поверхностным экстремалом Дмитрием Беловым. (Более благополучная картина с балетом и современным танцем - кроме Петербурга тут фигурируют Москва, тот же Новосибирск, Екатеринбург и Челябинск.) Давно уже назрела необходимость ввести водораздел между спектаклями столиц и регионов и рассматривать их в разных категориях (учитывая финансовые и прочие возможности), а то так и будет "Маска" ежегодно уходить в копилку Мариинского театра, который в общем-то в ней не очень-то и нуждается. Обидно, что спектакли из провинции - по принципу "главное участвовать" - заранее обречены играть роль "счастливых проигравших".

Открывал "Маску" Петербург - Мариинка показала в Большом "Китеж" и "Валькирию". 1 апреля "Киров-балет" покажет в Большом театре три одноактных балета Джона Ноймайера (в индивидуальных номинациях выдвинуты солисты Светлана Захарова и Андриан Фадеев), а 4 и 5 апреля с главной сцены страны на нас обрушится фантазийный "Щелкунчик" Михаила Шемякина. Любопытно будет взглянуть 9 апреля (в помещении Театра Немировича-Данченко) на новосибирскую гофманиаду экс-премьера Мариинки Сергея Вихарева, но без всякой корысти заранее очевидно, что сибирский балетный десант с "Коппелией" Делиба по определению не конкурент мариинской силище.

Питерский оперный театр для юношества "Зазеркалье" покажет в Театре им. Маяковского свою версию "Богемы" Пуччини (выдвинуты также исполнители ролей Мими и Рудольфа Татьяна Сержан и Евгений Акимов). Саратовская опера привезет "Риголетто" (13 апреля, Театр Немировича-Данченко), исполнитель заглавной роли баритон Александр Багмат - сильный конкурент в мужской номинации. В конкурсе "Новация" выдвинут "Царь Демьян" - антрепризный синтетический проект Мариинки и объединения питерских композиторов во главе с модным Леонидом Десятниковым (11 и 12 апреля в РАМТе).

На положении бедной Золушки, как всегда, оказалась оперетта - в гордом одиночестве сам с собой соревнуется новосибирский "Граф Люксембург" (смотрите 8 и 9 апреля в Театре им. Маяковского). Зато ликуют фанаты модерн-данса: 13 апреля в РАМТе и 14 апреля в Театре Наций - весь спектр исканий и измов современной пластики от "Провинциальных танцев" Татьяны Багановой до экспериментов Василия Ющенко (речь, движение, танец, стриптиз - все смешалось в его голове).

В целом же остается надеяться, что русский театр щедрее и разнообразнее, чем та выборочная картина, которую нам представляет "Маска".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно