Примерное время чтения: 3 минуты
225

Рецепт его музейности

МОДНАЯ фотография - хоть и не газета, живущая, как известно, один день, но срок жизни гламурного снимка ненамного дольше газетного. Вот только что все восхищенно рассматривают статные формы юной супермодели и изящный силуэт надетого на нее дорогого платья очень известной марки. Но проходит время, и достигшую возраста Христа модель настойчиво просят навсегда уйти с подиума, а изысканный наряд пылится за бесценок в секонд-хенде. Вместе с молодостью и трикотажем умирает восславлявшая их фотография.

Потому-то так любопытны исключения из этих жестоких правил. Например, родившийся в Германии, живущий в Париже и работающий в США один из самых знаменитых в мире фотографов моды Питер Линдберг. Его выставка "Женские образы" открылась в Отделе личных коллекций (ул. Волхонка, 14) самого Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (выставка работает до 10 марта). Модная фотография - символ мимолетности. Так почему же им удалось встретиться в случае снимков Линдберга?

Сегодняшние художественные музеи пытаются всячески расширить рамки допустимого для показа в них, экспонируя, например, мотоциклы, пылесосы или вечерние платья как определенные знаки эпохи. Почему бы тогда не выставить снимки из модных журналов, имеющих, по сравнению с мотоциклом, гораздо более близкое отношение к картине или рисунку? С другой стороны, современные фэшн-фотографы подают свою продукцию как нетленные шедевры. Тот же Линдберг печатает снимки в многометровом формате, упаковывает их за двойные стекла, вешает в тяжеленных дубовых рамах (вернее, расставляет на полу - подобную махину не выдержит ни одна музейная леска или веревка).

Кроме этих "объективных" причин музеефикации низких фотожанров есть и причины "субъективные", зависящие от индивидуальности фотографа. Линдберг, например, принципиально работает в черно-белом цвете, претендуя на вневременную строгость снимков. К тому же пытается снимать не модную одежду модели, а саму модель, играющую перед камерой своими чувствами и эмоциями по заданному фотографом сценарию. Демонстративное пренебрежение модой как таковой, то есть тем, во что облачены дорогие красавицы, приводит к тому, что на изрядном количестве снимков выставки они вообще ни во что не облачены. Попросту говоря, позируют голыми. К тому же Линдберг часто фотографирует лицо, руки, ноги своих героинь - просто лицо без макияжа, руки без рукавов или ноги без туфель, то есть без всякой связи с модными марками косметики, одежды и обуви. Не говоря уж о том, что фотограф разбавил свои "женские образы" пятью-шестью пейзажами. Доказывая, что он вообще-то просто художник.

В общем, чтобы гламуру попасть в музей, ему нужно отказаться от самого себя. Влезть в дубовую раму, примерить приемы высокого фотоискусства. Попросту оголиться. А значит, исключительный случай Питера Линдберга лишь подтверждает общее правило: модная фотография живет недолго и в музеи не заглядывает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно