Примерное время чтения: 5 минут
184

И нам не стыдно за такой Дом Пашкова?

СВИСАЮЩАЯ гроздьями штукатурка, испещренные маленькими трещинками и глубокими трещинами стены, перекошенные дубовые рамы, черные дыры вместо окон с застрявшими кусками стекла. Разруха внутри и снаружи. И самое ужасное, что речь идет не о доме, из которого давно выселены жильцы, и даже не о доме, который скоро снесут с лица Москвы. Изношенный временем и брошенный властью стоит напротив Кремля памятник архитектуры федерального значения - Дом Пашкова в исполнении Василия Баженова, часть Российской государственной библиотеки.

Два века без ремонта

ДОМУ Пашкова последние лет двести не везет. После пожара 1812 г. он хоть и был восстановлен, но утратил роскошь архитектурных форм и статую Минервы, венчающую здание. В 30-х гг. прошлого века фасад, выходящий на Моховую, лишился буржуазного сада. Лет 50 назад туда перестали пускать посетителей, превратив дом в склеп - хранилище древних рукописей. Сегодня здание просто доживает свои дни, лишенное денег, заботы и внимания. Все желающие могут на это запросто посмотреть: вход не то чтобы свободный (на некоторых дверях висят замки), но во двор попасть легко и просто, было бы желание. Вид изнутри дополняет печальную картину общей разрухи разбросанными бетонными блоками и некошеной травой по колено.

Новейшая история начинается с реконструкции 90-х гг. прошлого века. Кто только не заявлял о своей готовности заняться домом Пашкова. Под эгидой библиотеки проводили телемарафоны по сбору средств. Состоятельные москвичи хотели выкупать дорогие раритеты и возвращать их в фонд "Ленинки" в качестве личного дара. Выделялись даже деньги (немного, но все из бюджета страны!) на замену перекрытий и покраску фасада. Был подготовлен план реконструкции, занявший 30 (!) томов. Только этим все и ограничилось. А проблемы посыпались вместе с кусками штукатурки. Как известно, под домом проходит метро, оно добавило глубоких трещин. Одно время специалисты думали, что под угрозой все здание. Потом очень долго протекала крыша: воду приходилось вычерпывать ведрами, а ценнейшие рукописи перекладывать из угла в угол в поисках сухого места. На укрепление фундамента и починку крыши деньги тогда наскребли. Да только сегодня нужно начинать ремонт с самого начала.

Кто в доме хозяин

МОЖЕТ быть, не живи дом Пашкова по соседству с Кремлем, не возникало бы столько разговоров о необходимости ремонта. Странно, что до сих пор денег не нашлось, ведь все, что на пути президента, в первоочередном списке на приведение в пристойный вид. Будь дом на задворках, как десятки дышащих на ладан музеев и библиотек, про него вспоминали бы реже. А тут еще благополучный во всех отношениях сосед - галерея народного художника Александра Шилова на Знаменке. Получается, что произведения Шилова ценнее коллекции графа Николая Румянцева, ставшей русским национальным музеем, а позднее государственной библиотекой, второй в мире после американской библиотеки Конгресса. Почему на галерею деньги есть, а на все остальное нет?! Кроме любви власти к современникам, которые ее всячески прославляют, есть еще одна причина. Галерея "висит" на столичном бюджете, тогда как "Ленинка" принадлежит федералам.

Еще несколько лет назад все хотели оказаться под покровительством Москвы: и целые творческие коллективы, и отдельные театры, и некоторые музеи. Муниципальным быть было модно, к тому же только это позволяло выживать и людям, и зданиям. В начале 90-х российское правительство начало массово отказываться от памятников: денег на содержание не было, а по закону приватизировать эти здания запрещалось. Измученному постоянной нехваткой денег федеральному бюджету еще одна статья расходов была явно не по карману. Местным же бюджетам выбора не предоставляли, памятники на них спихивали в принудительном порядке. И по стране это привело к их разрушению. В Москве же расположенные в центре особнячки со следами былой роскоши на фасадах стали сдавать в аренду, а постановлениями и распоряжениями, под угрозой пожарных, санитарных и прочих проверок, заставляли наследие это облагораживать. И Дом Пашкова могла бы постигнуть та же участь, но для этого потребовалось бы принять несколько федеральных законов, чтобы перевести здание в муниципальную собственность. А это политически некорректный шаг. Поэтому у Шилова есть не только галерея, но и ремонт в ней. А у Дома Пашкова, кроме проблем, нет ничего.

Кстати, о проблемах. Во дворе дома - церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. В советские времена она принадлежала библиотеке, теперь там служат. Церковь отремонтирована и прекрасно выглядит внутри и снаружи. Только вот приход считает, что все, рядом с ней находящееся, - церковная земля. И Пашков это знал. Так вот самое время, считают некоторые прихожане, отдать "бесхозное" здание историческому хозяину.

Однако вся нелепость истории с красивейшим московским домом (похожим, если смотреть от Кремля, на пасхальный кулич) не в том, что потенциальных хозяев у него много, а настоящего нет. Одна из легенд его создания рассказывает, что, когда Василию Баженову не дали реконструировать Кремль (оригинальность баженовской мысли лишала Кремль ограды, вместо которой архитектор придумал сплошной ряд зданий) и построить сравнимый с Лувром дворец для Екатерины Второй, он, по заказу купца Пашкова, создал дворец напротив Кремля. Но развернул его к Кремлю... задом, красивейшим - с садом, гротом и фонтаном, - но все-таки задом. И вот спустя несколько веков тем же местом к дому повернулся Кремль. Так они и стоят много лет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно