КОЛИЧЕСТВО столичных автомобилей приближается к отметке в 3 млн. экземпляров. Большую часть своих "железных коней" москвичи хранят в "ракушках", которые уже сегодня занимают 2 тыс. га московских земель. "Ракушки" за их антиобщественный вид городские чиновники терпеть не могут. Во многом поэтому в 1996 г. появилась программа, которая призвана обеспечить город достаточным количеством гаражей и паркингов. К концу нынешнего года в столице будет 395 тыс. машиномест на цивилизованных стоянках. Не много на такое количество машин. Казалось бы, раскупать их должны мгновенно. Но в отличие от "ракушек", которые до сих пор расходятся, как горячие пирожки, места в гаражах у москвичей ажиотажным спросом не пользуются. Да и многие инвесторы предпочитают не вкладывать средства в строительство паркингов. Что же не устраивает инвесторов и потребителей?
Сколько стоит воздух
С ТОЧКИ зрения потребителя популярность "ракушке" обеспечил баланс между ценой и качеством. Ожидать чудес от металлического тента стоимостью в 500 долл. не приходится. Зато со своей функцией защиты от погодных неприятностей и мелких хулиганов "ракушка" справляется. К сожалению, гаражи похвастаться тем же разумным соотношением цены и услуг не могут. Дешевле всего (см. таблицу) - 4 тыс. долл. - стоит место на "холодном паркинге". За эти деньги вы получите кусок асфальта, который размечен, отгорожен от внешнего мира забором и охраняется. От угонщиков (а также от снега и ветра) забор и охрана ваше авто вряд ли спасут. А, например, холодный боксовый гараж - по сути, сообщество тех же "ракушек". Боксы лишь немногим больше, с воротами и стоят на охраняемой территории. Стоит такая "цивилизованная ракушка" 5,5 тыс. долл.
И еще. Нынешние нормы весьма суровы к гаражам. Особенно это касается Центрального округа столицы. Надо, чтобы паркинг и от жилья держался подальше, и инженерным коммуникациям не мешал. Часто это приводит к тому, что гараж появляется на порядочном расстоянии от жилого массива, возле какой-нибудь помойки или завода. Естественно, чем ставить машину в этом "прекрасном далеко", проще купить сигнализацию, а лучше "ракушку", и парковать любимое авто под окнами.
С точки зрения инвестора назвать гаражный бизнес суперрентабельным язык не поворачивается. Себестоимость одного места в холодном боксовом гараже самого дешевого Южного Бутова - 3,5 тыс. долл. В пользу города надо отчислить от 10 до 25% "свежевыпеченных" машиномест, не говоря уже о затратах на рекламу и разного рода неофициальные поборы, которыми сопровождается любое строительство. В итоге инвестор получает 10-15%, редко 20% прибыли. Кстати, "навар" от строительства жилья составляет обычно 100%, а иногда и 200-300%. Не говоря уже о том, что гаражи - товар штучный. Это порой приводит к серьезным убыткам. Известен случай, когда из-за протестов жителей власти запретили возводить гараж. К тому моменту компания успела истратить около 50 тыс. долл. на исходно-разрешительную документацию. В случае с "оптовым" строительством жилья эту сумму просто раскидали бы на выстроенные квадратные метры, а здесь деньги были безвозвратно потеряны.
Вечная тема
В ИТОГЕ все сводится к двум вопросам: почему гаражи не строят одновременно с домами? И как сделать машиноместо дешевле? Как рассказал зам. гендиректора ГУП "Управление экспериментальной застройки" Константин Королевский, возводить в одном микрорайоне и жилье, и паркинги, руководствуясь принципом "каждому дому по гаражу", уже начали. Решение, конечно, своевременное, если учесть, что уже и часть заМКАДовых районов города успели отстроить ДО его принятия.
Что касается удешевления машиномест, то тут появились две главные идеи: ипотека и целевой облигационный гаражный заем. Технология ипотеки: вы вносите 30% от стоимости приглянувшегося машиноместа, после чего получаете на остальные 70% ипотечный кредит не более чем на 8 тыс. долл., максимум на 10 лет, до 15% годовых. Под залог вашего машиноместа. С целевым облигационным гаражным займом еще интереснее. Нам предлагают облигации номиналом 1 тыс. руб., размещающиеся под 14-15% годовых в валюте. Валютная составляющая будет отслеживаться специальным купоном, при помощи которого обещают учитывать колебания курса доллара к моменту погашения облигации. Купив эту бумагу за 830-850 руб., в обозначенный на ней срок вы получите честно заработанную 1 тыс. руб. или сможете приобрести место в гараже, который строился на ваши деньги. При этом автолюбителям, которые будут расплачиваться облигациями, полагается скидка в 5%. То есть гараж обойдется на 20% дешевле. Правда, стоять он будет, скорее всего, в Южном Бутове или Куркине.
Гладко, но настораживает. Ипотеку - жилищную - мы уже проходили. Без особых успехов. Ценные бумаги? Большинство москвичей действительно ценным считает только доллар, а срок длиною в год кажется и вовсе запредельным.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть