Примерное время чтения: 3 минуты
122

Искусство без искусства

"Живой классик", лауреат Государственной премии России по литературе и искусству за 1996 год Франциско Инфантэ вместе с женой и коллегой Нонной Горюновой двадцать пять лет создает так называемые артефакты - инсталляции на природе, искусственные сооружения, тонко взаимодействующие с реальным пространством, но предназначенные только для их фотографирования. Настоящий артефакт - фотография или слайд. И эти репродукции уже объездили полмира, показывались в лучших музеях (в той же Третьяковке прошли две выставки, а несколько работ Инфантэ вошли в постоянную экспозицию искусства XX века), печатались в альбомах и каталогах.

Их инсталляцию под названием "Между небом и землей", показываемую в "Крокин галерее" (Большая Полянка, 15), можно рекомендовать к посещению хотя бы потому, что в этой очень эстетской и безупречно сделанной выставке сами артефакты не участвуют. Есть только маленькие черно-белые снимки, запечатлевшие технические моменты создания этих искусственных объектов, еще недоделанных и лишенных будущего ореола тайны. Есть еще домашнее видео, также раскрывающее профессиональные секреты. Но эта любопытная документация - не самое главное. Главное - огромные подсвеченные цветные фотографии, двумя горизонтальными фризами проходящие по всем залам галереи. Фотографии простые: на них только пронзительное голубое небо с облаками и кронами деревьев (вверху) и снежные пространства с глубокими тенями от древесных стволов или железных оград (внизу). Ну а "между небом и землей" - небольшие бытовые снимки.

Аллегория проста. Творчество Инфантэ и Горюновой как раз и располагается между небом и землей, отталкиваясь от земной реальности, подлинных природных ландшафтов и устремляясь к небесной идеальности, к рукотворной красоте артефактов. А еще "между небом и землей - природа, люди, моя семья, я, мое искусство", пишет в пояснительном тексте к выставке сам Инфантэ. И на паре фотографий действительно запечатлены какие-то домашние подробности, с искусством совсем не связанные. Все понятно, все так. Но любуясь незамысловатыми, однако завораживающими видами горних сфер и белого снега, чувствуешь, что они здесь верховодят. Что искусство - по сознательной воле авторов инсталляции - меркнет и никнет в этом соседстве, капитулирует перед природой. Вот почему нет на выставке артефактов во всей их таинственной красе. Вот почему снимки неба и земли так просты. В преддверии своего шестидесятилетия философ и поэт Инфантэ с буддистским смирением расписывается в своей демиургической немощи и неспособности пересилить божий мир. Как можно сделать чудо из ничего - тайный рецепт живого классика Франциско Инфантэ.

Выставка открыта до 9 декабря.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно