aif.ru counter
72

Колбаса за 2 руб. 20 коп. - это наше все

АиФ Москва № 38 19/09/2001

НЫНЕШНИЕ выставки начинают по-музейному отстраненно пережевывать и анализировать опыт ушедшей советской эпохи. Для начала припоминая ее во всех, казавшихся прежде незначительными и надоевшими, мелочах. Так, весной в Центральном доме художника москвичей собирали на "Память тела" - про наше нижнее белье. А сейчас муниципальная галерея "Ковчег" в помещении Делового центра (ул. Усачева, 62, стр. 1) открыла не менее познавательную выставку "Память нёба" - про нашу еду.

Выставка "Память нёба" - под 60 экспонатов. Она кажется интимной и тихой, потому что представлены на ней исключительно живопись и графика не слишком известных русских художников XX века, а не какие-нибудь магазинные муляжи гастрономического благополучия, схемы разделки туши, талоны на водку или настоящие консервы с конфетами. Последние, однако, косвенно все же присутствуют - неизвестно где раздобытыми подлинными эскизами 50-х гг. к оберткам галет "Военный поход", ассорти "Пионерское" и банке "Лещ в томате". Но все это (так же, как и картинка "За столом" с выпивающим мужичком, нарисованная в дореволюционном начале века) - так, курьезы, экзотические вкрапления, должные разрядить общую серьезную атмосферу Настоящего Искусства. Ведь галерея "Ковчег" уже 14-й год своего существования пытается привлечь внимание зрителя к творчеству тех, кто, по мнению галеристов, остался неангажированным социальной конъюнктурой и художественной модой. То есть не радикальничал с авангардистами в 20-е, не выполнял госзаказ с соцреалистами в 30-70-е, не пытался угнаться за западным "актуальным искусством" в 80-90-е. Эти, честно державшиеся в своей нише добровольные изгои мейнстрима, получают запоздалое признание в скромной деятельности "Ковчега". Во славу их и из работ их сделана и выставка "Память нёба", которая с чисто "ковчеговским" акцентом интерпретирует модную тему уникальности советского быта.

Но не пойдем на поводу у организаторов и не станем вглядываться в тонкие особенности светотени или композиции у представленных натюрмортов (по понятным причинам превалирующего на выставке жанра). Интересно не как, а ЧТО на них изображено. Именно оттого, что любимые художники "Ковчега" не приукрашивали действительность по воле партии и из-за врожденной скромности не давали воли фантазиям и комплексам, их вполне реалистические по материалу произведения могут служить надежным социологическим источником для изучения потребительской корзины среднестатистического советского обывателя. И оная корзина навевает тоску и отчаяние. Рыба не из деликатесных (по большей части селедка). Очень много хлеба, по праздникам разбавленного маленькими пирожными. Овощи - фрукты из тех, что можно вырастить на собственном участке, а также домашние заготовки на зиму из них же. Колбаса (графический цикл Нины Котел про нее, любимую, показательно называется "Мечта"), курица и бульонка - если повезло в мясном отделе. Но чаще всего пустые бутылки, кофейники, чашки и стаканы. Но так ведь и было. Выставка "Ковчега", заботясь об искусстве, показала прежде всего правду жизни. Той жизни, в которой нёбу особенно нечего вспомнить.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество