71

Экономия по-московски

АиФ Москва № 31 01/08/2001

ПОСТЕПЕННО москвичи привыкают к тому, что несколько раз в год витрины магазинов украшаются яркими плакатами: "Распродажа!!!", "Скидки до 50%". Привлеченные "халявой" наивные горожане устремляются внутрь, а потом так же быстро выскакивают обратно. Это происходит потому, что даже вдвое дешевле одежда или обувь может стоить очень дорого. И никакие утешения, типа кто-то купил еще дороже, не помогают. Но целый ряд московских компаний действительно предоставляет скидки, позволяя реально экономить, пусть и не очень много.

Как всегда, в конце сезона проходят традиционные распродажи одежды и обуви. Уже сейчас, например, можно купить две пары хороших босоножек по цене одной. Большой минус распродаж - их быстротечность: не успел в первые дни - потом выбирать будет просто не из чего (размер не тот или цвет). В каждой уважающей себя торговой фирме существует система скидок, купонов или дисконтных карт для покупателей. В кофейнях это могут быть карточки, на которых фиксируются выпитые чашки кофе, и, например, каждая 10-я становится бесплатной. Парфюмерные магазины заводят постоянным клиентам карты и после определенного числа покупок дарят подарки. Некоторые столичные рестораны делают своим клиентам именные карточки и после каждого посещения некий процент от суммы на этой карточке сохраняют. И когда сумма набегает существенная, ею можно расплачиваться. Модные журналы каждый месяц печатают купоны центров красоты, парикмахерских, кинотеатров, туристических компаний. Но до сих пор большинство если и пользуется всеми этими скидками и купонами, то нерегулярно.

Москвичи, как ни смешно это звучит, зачастую стесняются воспользоваться купонами на скидку. Некоторые думают, что 5 процентов - мелочь и не стоит тратить время (которое тоже, как известно, деньги), чтобы пытаться сэкономить каких-нибудь три рубля. Некоторые говорят, что чувствуют себя бедными родственниками, когда предъявляют листовку со скидкой. Жители крупных европейских городов нас не понимают: для них покупка со скидкой - обычное явление, люди самого разного достатка дожидаются распродажи, вооружившись пачкой купонов. А вот на человека, сознательно отказывающегося от системы экономии, они посмотрят с недоумением. Одна моя знакомая из Германии, весьма состоятельная дама, рассказывала, что всегда посещает распродажи, которые два раза в год устраивает соседка-банкирша. Та частенько меняет гардероб, а "старые" вещи продает по бросовым ценам.

Возвращаясь к скидкам, предлагаемым в родной столице, следует сказать, что иногда предъявление купонов действует на продавцов в магазине странным образом - они резко скучнеют и всем своим видом показывают, что использовать скидку просто нечестно со стороны покупателя. Самый тяжелый случай, когда вид купона вызывает не грусть, а злобную радость продавцов, сообщающих, что скидки кончились, купон недействителен, а извинений не дождетесь. Подобное, к счастью, случается нечасто. Гораздо чаще сами покупатели забывают внимательно рассмотреть листочек и прочитать фразу "до ... числа" или "только при предъявлении дисконтной карты". Помню обвешанную драгоценностями мадам, которая терпеливо стояла полчаса в очереди к кассам "Рамстора" с пачкой стирального порошка, а узнав, что ее купон на 25 руб. будет действителен только со следующего дня, отнесла порошок обратно на полку.

В государственных магазинах скидки пока не прижились, хотя, как нам сообщили в Департаменте потребительского рынка и услуг, каждая организация имеет право устанавливать любые скидки и устраивать самые разные распродажи. Из чего можно сделать вывод, что им и так неплохо живется, если у них нет необходимости играть с покупателями в такие модные и популярные игры, как распродажи или продажи со скидками.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых