Примерное время чтения: 5 минут
217

"Архангельское": воспоминание о будущем

ЕСЛИ вы никогда не бывали в Государственном музее-заповеднике "Архангельское", не смущайтесь, увидев у главного входа вывеску "Санаторий Министерства обороны". Порасспросив людей знающих, вы убедитесь в том, что действительно приехали в ту самую историческую усадьбу XVIII-XIX вв., принадлежавшую князю Н. Голицыну, а позже - известному коллекционеру и дипломату князю Н. Юсупову.

Первым делом - бомбоубежище

ЕСЛИ не повезет с экскурсией, вам придется долго блуждать среди скучных санаторных указателей: "лечебный корпус", "бассейн", "столовая", прежде чем увидите реставрируемое здание дворца, театр, построенный по заказу Юсупова, с декорациями знаменитого итальянского мастера Пьетро Гонзага, стройные высокие колонны храма-усыпальницы, построенного в 1916 г. архитекторами Р. Клейном и Г. Бархиным.

К счастью музейщиков, храм не успели освятить, там никто не был похоронен. Так что в этих роскошных залах скоро откроются выставки картин, скульптуры - всего, в чем знал толк князь Юсупов. Музейщики мечтают и о том, что когда-нибудь "оживет" и театр Гонзага. В нем никогда не было труппы. Это был театр декораций. Представьте себе: звучит старинная музыка, лучи прожекторов высвечивают интерьеры старинного замка, и у вас возникает полное ощущение того, что вы стоите в его роскошных залах. Декорации меняются, и вы попадаете... за тюремную решетку. Впрочем, пусть бы там очутились те, кто так много бед причинил этим поистине бесценным заповедным местам.

Однако директор музея Владимир Длугач считает, что усадьба имеет и счастливые стороны своей судьбы. Счастье в том, что ее не разграбили и не разорили в 1917 г., как это случилось с сотнями других усадеб Подмосковья. Более того, в 1918 г. постановлением Наркомпроса были объявлены музеями "Останкино", "Кусково" и "Архангельское". Но это весьма живописное местечко привлекало многих. И потому постановлением другого ведомства в начале 20-х гг. здесь разместился госпиталь для красноармейцев, а позже - ставка Верховного главнокомандующего. Свежий загородный воздух, роскошная архитектура усадьбы, изумительный парк со скульптурами так понравились Льву Троцкому, что он жил здесь постоянно.

Постепенно музей "поглотило" военное ведомство, и в конце концов на территории усадьбы появился Центральный военно-клинический санаторий Министерства обороны, а музей стал одним из его подразделений наравне с другими санаторными объектами. Можете себе представить, что в нижней церкви располагалось бомбоубежище, что между прачечной и музеем было организовано... соцсоревнование! Столь странная ситуация продолжалась до 1996 г., когда под давлением общественности вышло, наконец, постановление правительства о дальнейшей судьбе "Архангельского". Произошел "раздел имущества" и территории. Все 23 музейных здания были возвращены музею, но в плачевном состоянии, поскольку использовались не по назначению. Дворец, другие экспозиционные музейные здания, нещадно эксплуатировавшиеся несметным количеством экскурсантов, закрылись на реконструкцию еще в 1985 г.

Театр на шоссе

УВИДЕВ все это, В. Длугач долго размышлял над предложением Министерства культуры возглавить это полуразрушенное музейное хозяйство. Наконец, коварный лозунг: "Если не я, то кто же?" победил, и вот уже 4 года Владимир Владимирович, работавший ранее главным хранителем в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, стал "наследником" князя Юсупова.

"Если бы я знал, что меня ожидает! Вот, к примеру, распределение бюджетных средств на музейные нужды. Ну почему по-прежнему невозможно "перекинуть" деньги из одной статьи расходов в другую, скажем, в ту же "наглядную агитацию?" Ан нет, нельзя. Вот и бродят посетители музея среди санаторных указателей. Вывеску у главного входа тоже никак не повесим, так и живем "инкогнито", под "прикрытием" военного санатория. С одной стороны, это и неплохо, так как охранять музей, по сути дела, тоже не на что: милиционеры - не музейные работники, за копеечную зарплату работать не хотят, а пригласить частные охранные структуры мы не имеем права".

Есть у музейщиков проблемы "покруче" тех, о которых рассказал директор. Территорию усадьбы пересекает бурное Ильинское шоссе. По заповедной зоне, памятнику садово-паркового искусства, днем и ночью гремят машины! Рядом с дорогой находится театр Гонзага, сотрясаемый проезжающими автомобилями. Но о переносе шоссе даже говорить страшно: не ровен час, и театр "нечаянно" сгорит. Что же касается сроков окончания реставрационных работ усадьбы, назвать их пока тоже невозможно: уж если на Большой театр денег постоянно не хватает, что тут говорить об "Архангельском"! Слава богу, что дело хоть как-то сдвинулось с мертвой точки. Музейщики же - народ особый, они живут будущим.

"Мы хотим сделать усадьбу приятным местом отдыха и развлечений, - говорит В. Длугач. - У нас есть свой конный двор, разработаны маршруты конных прогулок, есть экскурсии по "историческим местам" "Архангельского", правда, их нужно заказывать заблаговременно. Желающим также покажут, как идет реставрация, как будут выглядеть музейные объекты после нее. В наших планах - фестивали камерной, духовой музыки и, конечно, художественные выставки. Как это ни трудно, мы должны зарабатывать сами, и потому я никогда не прошу денег у спонсоров, я всегда предлагаю зарабатывать вместе".

Кстати, о выставках. В этом году в "Архангельском" отмечают две "круглые" даты: 250 лет со дня рождения Н. Юсупова и столько же - Пьетро Гонзага. В Музее изобразительных искусств им. Пушкина летом откроется большая выставка. Среди ее уникальных экспонатов будут представлены и художественные произведения из запасников Государственного музея-усадьбы "Архангельское". Выставка не только доставит эстетическое наслаждение любителям изобразительного искусства. Она должна пробудить интерес и к истории усадьбы, а также напомнить нам о князе Юсупове, которого можно смело назвать выдающимся деятелем отечественной культуры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно