Примерное время чтения: 5 минут
150

Электричкины контролеры

Наша справка

В столичных электричках за 2000 г. перевезли 551 млн. пассажиров. Отловили 3,8 млн. "зайцев".

Поездные

"ЗАЙЦЫ" бегают табунами. По электричке. Контролеры нынче грозные - не божьи одуванчики, а мощные дубы, ну, может, платаны. Начинается остросюжетная игра "Кто кого хитрее?". Цель ясна: и денег не платить, и с электрички не сходить. Поиграем?

Можем нервно вскочить и побежать - бодрит, адреналинчик в кровь. А если поздно - окружили? Хорошо, что у нас завалялся какой-то билет, а то и несколько. Протягиваем его с независимым видом, и - ура! - контролер спешит и пробивает, не глядя на дату. Шанс на победу есть у старушек и мордоворотов. Старушки жалуются на пенсию, и их чаще всего отпускают с миром. А к пьяным мужским компаниям контролеры и вовсе боятся подойти.

Как это часто бывает в жизни, безотказно действует правило: "Наглость - второе счастье". Пока вы, запинаясь и краснея, ищете "потерянный" билетик в надежде, что про вас забудут, сидящие рядом девчонки лет пятнадцати просто не реагируют на окрики женщины-контролера. Покричит-покричит и уйдет - насильно высадить контролеры не могут.

И еще у "зайца" мелькает маленькая надежда: вдруг контролеры ненастоящие. Зажмуриться и ждать, что они исчезнут. Наоборот, раскрыть глаза! У настоящих "проверяльщиков" должно быть удостоверение ревизора-контролера или отряда спецназначения. И штрафные квитанции у них - нежно-розового цвета. Штраф сейчас 26 руб.: это и сам штраф, и оплата проезда до пятой зоны.

Платформенные

С НЕДАВНИХ пор охранять электричку от посягательств безбилетников начали уже на платформе. Делают это специально нанятые охранники, с чьей фирмой железная дорога заключила договор. "Кто меньше денег берет, ту фирму и выбираем, - раскрывает тайны заместитель начальника Московско-Рязанского отделения дороги Ирина Евченко. - За первый квартал нам охранники принесли полсумки поддельных документов, человек триста в милицию сдали за нарушение порядка". Штрафовать охранники права не имеют - лишь проверять билеты, будучи при этом вежливыми и корректными. Когда охрана на платформах только появилась, железнодорожные ревизоры под видом пассажиров проходили "сквозь строй" охраны - проверяли на вежливость. Некоторых охранников тут же уволили.

А теперь я провожу свой тест. Станция Выхино Казанской дороги. Окрики "Стой!", "Где билет?!" - чувствую себя малолетней преступницей, - амбал лет двадцати, оторвавшись от пакета сухарей, хватает меня за рукав. Послушно замираю - ищу заветную бумажку. За это время через пост абсолютно спокойно проходят человек десять, но охраннику не до них: он напал на "крупную дичь"! "А почему у них не проверяете?" - пытаюсь обидеться я. Он машет рукой: "Фиг с ними!" Такой простоты я не выдерживаю и признаюсь, что из газеты. При виде ручки и блокнота охранник звереет окончательно и начинает вырывать их у меня из рук: "Чего вы там пишете?!" Если бы я была мужчиной, он бы уже точно драться полез!

Что делать, если так поступают с вами? Надо взять в билетной кассе книгу жалоб и написать все, что вы думаете о данном субъекте. Или позвонить в пассажирский отдел отделения дороги. И с контролерами, что в поездах, можно бороться таким же способом. Как нам пообещали, после разбирательства от таких сотрудников избавляются. "Неужели вы так легко разбрасываетесь кадрами?" - удивляюсь я, зная о нехватке людей на железных дорогах. "Проблем со штатом контролеров у нас нет. Почему, догадайтесь сами...", заговорщицки улыбается первый заместитель начальника Московской железной дороги Виктор Попов.

Что тут угадывать, есть же анекдот про милиционера, который устроился в отделение и полгода не приходил за зарплатой: "А я думал, дали пистолет и крутись, как хочешь". Контролеры подрабатывают примерно так же. Нет денег? Давай сколько есть, мы и без квитанции возьмем!

Но скоро живые и такие непредсказуемые контролеры уступят место новым технологиям. Как пообещал мне все тот же буйный охранник: "Вот поставят турникеты, будете им билеты предъявлять, а то прете внаглую!" И лицо его исказилось злобой, которую можно было бы объяснить болью за железные дороги, да что-то не получается.

Железные

ТУРНИКЕТЫ действительно наступают. К концу этого года еще 20 станций обзаведутся железными контролерами. Уже с 31 марта три вокзала - Павелецкий, Рижский и Савеловский - взяли круговую оборону: из них теперь без билета не выйдешь. Так что, граждане, сохраняйте билет до конца поездки! Некоторые безбилетники, правда, нашли выход: пройдя платформу до конца, спрыгивают и идут по рельсам. Но не у всех же такая физподготовка!

Турникеты - надежда и опора железнодорожников. Ничего что дорогие, зато какие работящие: окупаются за год-два. Как только их установили, на станции, например, "Серп и молот" продажа пригородных билетов выросла в 3 раза, на Дмитровской - вообще в четыре. Или, скажем, на Беговой: дневная выручка была 10-11 тыс. руб. в сутки, а теперь - 50-60 тыс. Но всех "зайцев" все равно не переловишь: хитер и сообразителен русский народ. Железнодорожники вздрогнули, когда после появления турникетов на вокзалах билеты до первой зоны стали покупать в 90 раз чаще!

А дорожать билеты будут и дальше - как и все вокруг: топливо, электричество. Объяснение до боли простое: других источников дохода, кроме нас с вами - пассажиров, у железнодорожников практически нет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно