Примерное время чтения: 4 минуты
103

Лифт идет на колокольню

ХОТИТЕ залезть на колокольню? Боитесь не осилить скрипучие ступеньки? Бросьте, мы же современные люди, зачем так мучиться! В храме Христа Спасителя на колокольни доставят с комфортом - на роскошном лифте: зеркало в полстены - чтобы разглядеть свой одухотворенный лик.

НАС сопровождает Игорь Коновалов, бывший звонарь Свято-Данилова монастыря, ныне - главный звонарь Успенского собора Кремля и храма Христа Спасителя. При слове "звонарь" сразу возникает картинка из фильмов про Древнюю Русь: старец с развевающейся по ветру бородой в монашеском клобуке. Вовсе нет: Игорь Васильевич - одетый в обычный серый костюм "средовек" - так по-церковному называется человек 40-50 лет. Без него нас бы не пропустила бдительная лифтерша, которая выполняет одновременно функции охранника: в служебные помещения не должны просочиться посторонние. Вдруг соберутся храм еще раз взорвать...

Верхняя галерея. Высота полета небольшой птички, видно далеко. Только безумно золотые перила на первом плане ослепляют, мешая наслаждаться красотой города. А вот когда на помост звонаря залезешь, хочется за что-нибудь судорожно схватиться. Не зря звонари проходят медицинскую комиссию, как монтажники-высотники!

Колокола с шерстью

КОЛОКОЛЕН у храма Христа Спасителя целых пять: четыре по углам и пятая - надвратная. И как храм строили ударными предъюбилейными темпами, так и колокола отливали - за 2 месяца. Почетное дело поручили ЗИЛу - на заводе есть акустическая лаборатория. Но... "Советское промышленное предприятие - не самое подходящее место для отливки церковных колоколов. Живой души мало", - сетует Коновалов. Раньше, когда колокола отливали специальные артели, для лучшего звучания в бронзу добавляли не только душу, но и глину, воск, коровью шерсть. "Сначала мы не жаловались - ждали, ведь колокола раззваниваются, распеваются год-два, - объясняет звонарь. - А сейчас ясно, что два колокола точно требуют переливки. Некоторые немного "козлят" - на верхах звук дребезжит".

Большой Царский колокол - самый тяжелый из отлитых в ХХ веке, он весит 30 т 745 кг. За него отвечает звонарь Гермогеныч - Николай Гермогенович Байков - седой, бородатый, взъерошенный, в вязаной шапке. Он забирается на деревянный помост и начинает звонить. Расчет ювелирный: полуторатонный "язык" бухает, когда надо, а потом мерно раскачивается, чуть-чуть не задевая стенки колокола.

У меня отзывается не столько сердце, сколько все внутренности сразу. Сильнее оглушают мелкие колокола - они действуют на барабанные перепонки, а большие - на утробу. Вопреки ожиданиям на вопрос о сохранности слуха Николай Гермогенович не кричит: "А? Что вы сказали?", а отвечает, цитируя своего начальника Коновалова: "Если ты лезешь на колокольню оглохнуть - оглохнешь, а если Бога прославить - прославишь".

Рабочий день дежурного звонаря храма Христа Спасителя начинается в 8 утра. Он проверяет "инструмент": проходит по всем колокольням, проверяет подвеску колоколов, смотрит веревочные тяги, которыми связаны колокола, - чтобы не провисали. Однажды веревки пытались заменить на трос или цепи - не то: звук получается жесткий.

Всего звонарей в храме Христа Спасителя 10, в прежнем храме было 12. Гордость нынешней "смены": слаженный звон на трех колокольнях, чего раньше не было. К колоколам допускаются и ученики Школы звонарей, которая существует с 1985 г. под руководством того же Коновалова, - из тех, кто получил "зачет" по практике.

Церковные приходы присылают в школу своих "порученцев", перечисляют, сколько могут, денег, и будущих звонарей в течение года учат на настоящих звонарей. Учеников со всей страны набирается человек 15-16. Больше и не надо, ведь школа - это тесная комната с двумя столами и отксеренными учебными пособиями во всю стену: облачение священника, древнерусские цифры. И модная магнитная доска с маркерами. В это время ученики входят в класс все вместе. Встретив этих людей на улице, вы бы никогда не догадались, что их может объединять: возраст - от 18 до 60, пол - на выбор. Одна только "подсказка": женщины без косметики, в платочках и длинных юбках. Все рассаживаются. Нам пора освобождать помещение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно