Примерное время чтения: 7 минут
79

"Повременка" съест Интернет

Валерий ГОРЯЧЕВ, руководитель Департамента регулирования деятельности естественных монополий в области связи МАП:

- Не думаю, что повременная оплата будет введена в Москве раньше конца года. Прежде всего город не готов к ней технически. Те же счетчики придется устанавливать на старых АТС, которые максимум через 5 лет предстоит капитально ремонтировать. Сейчас ситуация на рынке связи довольно странная: в цивилизованном мире связисты охотятся за потребителями, а не как у нас - наоборот. Но у "повременки" есть и положительные аспекты. Например, у провайдерских компаний будет стимул активно развивать другие способы доступа к Интернету. Московские телефонные сети не приспособлены для таких немыслимых нагрузок.

ПРИЗРАК "повременки", бродивший по Москве с начала 1998 г., практически готов материализоваться. По указанию Минсвязи до конца 2001 г. повременная оплата за местные телефонные разговоры должна быть введена на всей территории России. Повременка существует во многих странах и в 140 российских городах. Но столица, как выясняется, к нововведению по-прежнему не готова.

Минуты по счетчику

РАДЕТЕЛИ "повременки" утверждают, что такая система оплаты за телефон вполне гуманна. Что восстановится наконец социально справедливый баланс: граждане занятые или малообщительные больше не будут платить за любителей поболтать. Последние в свою очередь будут стараться унять свое телефонное красноречие, вследствие чего снизится нагрузка на изношенные городские телефонные линии. По расчетам МГТС, москвичи будут говорить в целом на 20% меньше.

Как разъяснили мне в Министерстве антимонопольной политики РФ (именно эта организация утверждает тарифы за разговоры), в Москве в случае внедрения "повременки" ежемесячная плата за телефон будет включать "постоянную составляющую" - 60% от нынешней абонентской платы 60 руб., то есть 36-40 руб. и "переменную" - собственно, сколько наговорите. Предполагаемый тариф - от 5 до 10 коп./мин., точная ставка еще не определена. Льготный лимит, действующий в некоторых "повременочных" регионах (15-20 бесплатных минут в сутки), в столице маловероятен. Абонентам будут ежемесячно высылать по почте счета, где будет указано количество наговоренных минут, - как говорится, чтобы делали выводы на будущее... При этом МГТС и все остальные инстанции клятвенно заверяют, что телефонные расходы москвичей не возрастут.

Качество не гарантируется

ПОЧЕМУ же тогда "повременка" вызывает столь широкий протест на разных уровнях - от простых людей до депутатов Госдумы? В последней "жертве" "повременки" - в Казани - организовано общественное движение против новой системы оплаты телефонных услуг, в котором участвуют даже подростки - члены молодежной секции СПС. В Интернете существует сайт под названием "Антиповременка" с огромным количеством информации, ставящей под сомнение экономическую и социальную рациональность "платных минут".

А сомнений действительно немало. Специалисты подсчитали, что москвичи разговаривают по телефону в среднем 20-25 мин. в сутки. О пользователях Интернета и говорить нечего: нагрузка на телефонную линию от среднестатистического "нетчика" почти такая же, как от 200 обычных абонентов. Если 25 мин. перемножить на минимальный из предлагаемых тарифов - 5 коп./мин., получится 1 руб. 25 коп. в день или около 40 руб. в месяц. Если к этой сумме прибавить постоянную абонентскую плату (см. выше), получится примерно 75-80 руб. в месяц - в любом случае дороже существующей фиксированной абонентской платы. Во-вторых, "повременка", оказывается, недешево обойдется и самой МГТС: по предварительным подсчетам, расходы на установку счетчиков на АТС, высылку счетов и т. п. составят 1 млн. долл. в месяц! И это при том, что многие новостройки до сих пор не оснащены телефонами и для полной телефонизации города требуется построить еще как минимум 20 АТС, не говоря уже о необходимости ремонтировать старые. Сомнения есть и в том, будут ли абоненты вовремя получать телефонные счета. Вспомните, в каком состоянии находятся почтовые ящики... К тому же в большинстве домов установлены домофоны.

Наконец, МГТС - монополист на рынке услуг местной телефонной связи. (Хотя сама МГТС это отрицает, ссылаясь на то, что в Москве зарегистрировано еще около 100 операторов связи. Но цены на услуги последних исчисляются сотнями долларов, да и работают они в основном с юридическими лицами.) Таких конкурентов ей пока бояться нечего, поэтому потребителям в очередной раз навязывают правила игры. Выбора способа оплаты абонентам не предоставляется, как это делают, например, операторы мобильной связи, конкурирующие между собой с помощью гибких цен, форм оплаты и, естественно, качества своих услуг. С 1998 г. плата за телефон возросла в три раза, при этом качество связи во многих районах оставляет желать лучшего. Отсутствие скрежета в трубке и хорошая связь не гарантируются нам и после введения "повременки".

Прорыв в Интернет откладывается?

ЕЩЕ одно сомнение: не затормозится ли в связи с "повременкой" развитие Интернета? Проблема эта чисто московская: по масштабу интегрированности в мировое информационное пространство столица давно впереди России всей. По разным оценкам, в Москве насчитывается от 500 тыс. до 1,5 млн. регулярных пользователей всемирной сети. По данным одной из крупнейших в столице провайдерских фирм, москвич-потребитель Интернета дома проводит в сети не менее 2,5 часа в неделю - в три раза больше, чем средний американский пользователь. Подавляющее большинство горожан выходят в Интернет через модемы, как бы "арендуя" на время пребывания в сети телефонную линию. На сегодняшний день час пользования Интернетом стоит в Москве около доллара. В случае внедрения повременной оплаты цены могут возрасти на 10-15%. Наиболее увлеченных "нетчиков" такое подорожание, возможно, не испугает, но новичков, только собирающихся подключить домашний компьютер к Интернету, может смутить в первую очередь психологически. Пострадать могут и небольшие провайдерские фирмы, лишившись части своих клиентов. (Из зарегистрированных в Москве 60 провайдеров десяток - крупные фирмы, предоставляющие разнообразные услуги связи, остальные - мелкие, предоставляющие исключительно доступ в Интернет.)

Существуют, правда, альтернативные способы выхода в сеть, при которых телефон остается свободным. Например, через выделенную линию, когда один или несколько компьютеров подключаются к Интернету напрямую, минуя злополучные телефонные линии. При этом доступ в виртуальный мир возможен круглосуточно. Такая продвинутая услуга в Москве постепенно набирает популярность, но до "потока" еще далеко. Установка индивидуального Интернет-канала обходится от 200 до 600 долл. плюс абонентская плата от 100 долл. в месяц. Если подключиться хотят, скажем, несколько квартир в доме (а таким способом уже пользуются Интернетом десятки домов в Митино, Кунцево, Черемушках, Орехово и других "спальных" районах), выходит дешевле: установка - 100-150 долл. и плата - 25-40 долл. в месяц. Другой вариант выхода в Интернет - на частоте, параллельной телефонной линии. В этом случае установка необходимого оборудования стоит 750 долл. (при этом техника только арендуется) плюс 150-300 долл. в месяц. Подключиться можно и с помощью радиомодема (350 долл. в месяц) и через отдельный цифровой канал (150 долл. в месяц с оборудованием стоимостью не менее 2 тыс. долл.). В конце концов возможен так называемый синхронный доступ, когда Интернет "качается" со спутника, после того как жадный до информации пользователь выложит около 10 тыс. долл. за установку.

Как видите, альтернативы покорения Интернета многообещающие, но большинству из нас пока не по карману. И не факт, что введение "повременки" их разом удешевит. И "висеть" на телефоне москвичам отучиться непросто. Но придется?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно