Примерное время чтения: 4 минуты
82

А за позой - пустота

СОСТОЯЛАСЬ премьера спектакля "Опасный, опасный, очень опасный..." по одноименной пьесе Леонида Филатова. Режиссер Сергей Виноградов. Очередная попытка дать сценическую жизнь новой пьесе Леонида Филатова счастливо избежала стен родного театра и потому все-таки спектаклем стала. И даже до премьеры дотянула, правда, тихой такой, застенчивой, почти полулегальной. Без журналистов и приглашенных. Антреприза, господа, - дело тонкое.

Свою пьесу "Опасный, опасный, очень опасный..." Леонид Филатов написал, оттолкнувшись от знаменитого романа француза Шодерло де Лакло "Опасные связи". В таких случаях принято писать : "по мотивам". Но Филатов - случай особый, не вписывающийся в принятые рамки. Он пересочиняет чужие сюжеты на свой особый филатовский лад, создает новый мир, населенный героями, лишь отдаленно созвучными своим литературным прототипам. Неповторимая филатовская интонация, утонченная ирония и летящая легкость поэтической строки окончательно отдаляют сочинение Филатова от первоисточника.

Главное у Филатова и для Филатова - слово. Недаром он меняет куртуазное название "Опасные связи" на "Опасный, опасный, очень опасный...". Любовные игры де Вальмона для Филатова всего лишь удобная форма. По Филатову, де Вальмон не просто ненасытный любовник и бесстрашный интриган, он - настоящий ученик дьявола, все, к чему приближается кавалер, погибает.

Сергей Виноградов, режиссер-постановщик спектакля, он же исполнитель главной роли Вальмона, словом не дорожит и на такие вершины духа не поднимается. Вышедший из шинели Романа Виктюка, он, как старая цирковая лошадь, во всем многоголосии драматургии Филатова уловил лишь любезный своему сердцу эротический зов. И загарцевал, поводя плечиками и покачивая бедрами, которые, кстати сказать, со времен его звездного часа в "Служанках" заметно увеличились в объеме.

Впрочем, отдадим должное талантам Сергея Александровича - кажется, нет такого пластического рисунка, который бы Виноградов не освоил с легкостью поистине изумительной. Хореографии он нигде не обучался и скромно называет себя самородком. Режиссуре он тоже нигде не обучался, и это печально. Так самородство его подвело. Спектакль превратился в некую пластическую композицию, а блестящий текст - в трудноулавливаемую скороговорку, кое-как втиснутую между хореографическими карамболями. Интрига провисает, буксует сюжет, зритель скучает, плохо понимая, о чем, собственно, речь. Но Виноградову нет дела ни до зрителя, ни до пьесы, ни до партнеров. Актеры - это лишь бэк-вокал для солиста Виноградова. Его нарциссизм ненасытен. И блеск костюма (даже от Аллы Коженковой) не скроет нищету духа.

Но что я все о Виноградове, ведь не моноспектакль же это в самом деле? По сути - моно. Актеров Сергей Александрович на репетициях своим режиссерским вниманием не баловал, да и присутствием не сильно обременял. Застольный период, традиционная читка пьесы, разбор психологии каждого персонажа - все это вскользь, по касательной, как приложение к жизни тела на сцене. Основное время было потрачено на освоение хореографических выдумок Виноградова. "И раз. И два. И три", - только и слышалось из репетиционного зала. Какая уж тут психология, когда того и гляди собьешься с ноги. Замечательные драматические актеры - Ирина Апексимова, Нина Шацкая-Филатова, Алена Хованская, Сергей Шнырев и дебютантка на московской сцене Светлана Лаккай - выстраивали роли практически самостоятельно. Хорошо, что хватило и мастерства, и таланта, чтобы с достоинством выйти из сирости режиссуры. И все-таки каждая роль - это поле нереализованных возможностей, которые заложены и в драматургии Филатова, и в индивидуальности актеров. Так происходит всегда в отсутствие режиссуры.

"Опасный, опасный, очень опасный..." - это о нелюди Вальмоне. Он опасен, потому что прельщает людей блестящей легкостью бытия и вседозволенностью, а прельстив, уничтожает. Виноградов этого не сыграл, завуалировался многозначительной позой, за которой - пустота. А предложенная пантомима - скверный эквивалент для пьесы в стихах. Виноградов оказался опасен, опасен и очень опасен для драматургии Филатова, для актеров, чьи надежды на интересный творческий союз он разрушил с небрежностью Вальмона.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно