Примерное время чтения: 6 минут
115

Оформитель

БЕСЧЕЛОВЕЧНАЯ статистика твердит, что четверть коммерческого успеха музыкального альбома зависит от "упаковки". Так что рано или поздно любой артист со своими "нетленками" оказывается в лапах кавер-дизайнера (от английского cover design). Самым титулованным в этой области художником является Василий ГАВРИЛОВ. Его руками создано уже более 350 обложек виниловых дисков, кассет и компакт-дисков. На Х Международном фестивале рекламы он отхватил первое место за "упаковку" сборника группы "Кино" - "Главные песни". А на музыкальной ярмарке "Мидем" в Каннах уже четвертый год подряд австрийское отделение Sony Music выставляет оформленные им "Золотую коллекцию" из тринадцати дисков Аллы Пугачевой и "Легенды русского рока". Мол, полюбуйтесь на достижения европейского дизайна.

"В чем ужас моей профессии, - жалуется художник, - все, что я делаю, нужно рассматривать "вживую", репродукции обложек в черно-белой газете будут выглядеть плоско и неинтересно". Действительно, чтобы получить эстетическое удовольствие от оформления, компакт-диски нужно держать в руках. Взять хотя бы "Главные песни" группы "Крематорий". На первый взгляд - обычная суперобложка, расписанная под кирпичную стену, в окошках которой читается слово "крематорий". Но стоит обложку перевернуть другой стороной, как в тех же окошках проглядывает нецензурное словечко. Причем, по словам Гаврилова, это художественное хулиганство сотрудники выпускающей компании заметили лишь через два месяца после выпуска СD. Наследие "Крематория", по его признанию, вообще интересно оформлять, поскольку лидер группы Армен Григорян "ведется" на любые дизайнерские авантюры и провокации. Вот, например, лицевая сторона конверта другого альбома - "Зомби" стилизована под средневековую гравюру с элементами мистики и сюрреализма. На одном полотне художник уместил всех героев песен из альбома: зомби, играющего на трубе, змей из песни "Черви", помесь шприца и пистолета, олицетворяющую наркотическое произведение "Газы", и т. д. При этом все персонажи разбросаны вокруг зловещего черепа.

С Пугачевой такая вольность вряд ли была бы возможна. Она пожелала, чтобы "упаковка" ее коллекции была скромной по дизайну, но респектабельной по исполнению. На обложках всех тринадцати дисков размещены портреты "заказчицы" в овальных рамочках. Диски продаются как отдельно, так и в коробке "цвета гнилой вишни" с позолотой, по поводу которой Алла заметила: "У меня есть часы Картье. Хочу, чтобы коробка при минимальном дизайне смотрелась так же дорого и стильно".

Барды не терпят авангардизма

ВООБЩЕ, музыкальные жанры, как правило, диктуют оформление. Бардовская песня требует умеренности и не терпит авангардизма и виньеточности. Поэтому в основном на дисках бардов присутствует застывший в позе автор в обнимку с гитарой. "Если бы я всю свою жизнь оформлял только бардов, я бы повесился, - признается кавер-дизайнер. - У них настолько узкая и жесткая концепция...". Кстати, у коллективов, играющих "тяжелую" музыку, тоже жесткая концепция. Эта музыка, за редким исключением, рассчитана на подростков мужского пола, увлекающихся страшилками и ужастиками с персонажами типа Фреди Крюгера. Поэтому почти на всех дисках "металлической" команды "Айрон Мэйден" можно узреть разновидность Фреди Крюгера - Эдди. Кстати, художник утверждает, что группа "Дип Перпл" сильно подрывает продажу своих дисков, потому что не нашла единого стиля в дизайне обложек. "Именно поэтому, - говорит Гаврилов, - я оформляю альбомы группы "Ария" так, что за километр понятно: это хард-рок, а не поп-музыка". На обложку "арийского" диска "Кровь за кровь" Василий, не мудрствуя лукаво, поместил Люцифера. Правда, после выхода этого альбома с "бесовским" дизайном художник две недели сильно болел. Когда диск переиздавался, захворал опять. Вот вам и мистика.

Попса должна возбуждать

С ПОПСОЙ же, вроде каких-нибудь "Стрелок", все проще. Был случай, когда на стадии оформления диска пришел "стрелочный" продюсер Леонид Величковский и огорошил заявлением: "Сменилась одна из участниц, надо переделывать обложку". Переснимать было поздно и дорого, поэтому к телу ушедшей девушки присоединили голову прибывшей. На том и остановились.

Поп-артисты даже на обложках своих дисков должны всячески возбуждать и вызывать положительные эмоции. Поэтому Гаврилову часто приходится ретушировать изъяны. И начал он ни много ни мало - с Мадонны. В 94-м г., оформляя музыкальный журнал, художник на 20% удлинил ей "короткие и толстые" ноги. Нашим поп-звездам он как опытный хирург удаляет родинки и "двойные подбородки". А кое-кому даже "пересадил" волосы на голове, скрыв проплешину. На вопрос, "убирать ли родинку с щеки", Татьяна Буланова ответила вопросом: "А как надо?". "Мне лично все равно, - цинично заметил дизайнер. - Но если в клипе вы с родинкой, то ее нужно оставить". А вот солистку группы "Самоцветы" Лену Преснякову художник Гаврилов вообще скомпоновал из разных слайдов. Чтобы на обложке CD "Мы стали другими" мама Преснякова-младшего выглядела сексапильнее, с одного слайда он взял шею, с другого - голову, руки и ноги - с третьего. Причем при просмотре конечного результата "хирургическое вмешательство" оформителя абсолютно незаметно. "Всем нужна сказка, вот я ее и делаю", - утверждает он. Правда, по его же признанию, в последнее время даже немолодые певицы находятся в такой хорошей форме, что усилия по исправлению недостатков почти не нужны. А у молодых так и вообще все в порядке. Например, к матери троих детей Валерии он даже "не притронулся".

Также, как и к Андрею Макаревичу. На обложке альбома "Время напрокат", записанной совместно с "Кварталом", лидер "Машины времени" задумался. Выяснилось, что в момент фотосъемки Андрею Вадимовичу на мобильный телефон позвонил директор и сообщил что-то неприятное. И музыкант озабоченно произнес: "Как прос...али 20 штук?" В результате на обложке диска мы видим философский лик Макаревича, погруженного в думы.

Как у всякого нормального творческого человека, у Василия Гаврилова есть пока только частично осуществленная мечта. По секрету он признался, что хочет сделать серию альбомов, оформленных в стилистике "ню". Но наши закомплексованные артисты не очень желают "раздеваться". Даже "наиболее отвязная девушка русской попсы" Маша Распутина обнажилась не до конца. Хотя ее альбом "Ты меня не буди" сопровожден серией достаточно откровенных фотографий. "Сейчас исполнительница вышла замуж, родила ребенка, задумалась о будущем и следующий альбом, который будет носить название "Купи меня, купи" или "Поцелуй меня при всех", желает видеть оформленным более целомудренно, - с сожалением говорит Гаврилов. - У нас вообще очень мало артистов, которые бы не комплексовали по поводу своей внешности. Той же Татьяне Булановой мы сделали стильную профессиональную фотосессию. Но она забраковала все 200 снимков. И принесла нам фотографию, сделанную ее супругом обычной "мыльницей". Пришлось выполнять пожелание заказчицы".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно