Примерное время чтения: 7 минут
91

Страна глухих пробок

ПРОБКИ нервируют всех. Но не более того. Как бы подразумевается, что проблема из разряда безнадежных - слишком много в городе развелось автомобилей. По мнению специалистов из НИИиПИ Генплана Москвы, для такого количества наземного транспорта, как сегодня, нужно было готовить дороги еще 25 лет назад. Теперь ничего не поделаешь. Не отстреливать же, в самом деле, излишки.

ВПРОЧЕМ, если верить официальной статистике, "2,5 млн. своих и около 1 млн. приезжих" автомобилей в столице обнаружено не в этом году и даже не в прошлом. Последние 4-5 лет эти цифры почти не меняются. Пробки же растут - такой вот парадокс. Еще год назад самые глухие из них рассасывались после 21.00. А в последние недели "час пик" на Садовом кольце растянулся чуть ли не до полуночи. Конечно, были снегопады, потом утренняя оттепель, и после полудня вновь ударил мороз. Коммунальщики оправдывались, что на рассвете не убрали сугробы с проезжей части из-за боязни, "не приведет ли это к гололедице", а потом у них наступил обед... Но все эти привычные ссылки на капризы климата лишь провоцируют водителей на ненормативные высказывания.

Допустим, то, чему мы стали свидетелями в этом году, была не зима, а просто какой-то страшный сон дворника. Только ведь из сезона в сезон, стоит выпасть снегу или дождю, на столичных магистралях ступор. Даже за хорошей погодой с недавних пор закрепилась репутация чуть ли не чрезвычайной ситуации. Когда тепло и сухо, на улицы выезжают все те, кто прячет свои авто в гаражах, пока холодно и мокро. Вот вам, видите ли, и пробки...

На самом деле плотный транспортный поток - еще не причина для дорожного паралича. По наблюдениям специалистов Центра телеавтоматического управления движением транспорта московского Управления ГИБДД ГУВД (система "СТАРТ"), пробки вызываются неисправными светофорами, авариями, дефектами и дефицитом дорог, спецпроездами - там, где проносится высокое начальство. Нормальный режим движения восстанавливается не раньше чем через 1-1,5 часа. В последнем случае ничего другого не остается, как взывать к совести владельцев служебного транспорта с "мигалками", иначе говоря, впустую сотрясать воздух. Все остальные "виновники" пробок, в принципе, устранимы.

Неисправимые светофоры

НА ПЕРВЫЙ светофор, подвешенный на перекрестке Петровки и Кузнецкого Моста в 1932 г., москвичи специально приезжали поглазеть. Сегодня "трехглазовые" фонари вызывают ажиотаж, только когда выходят из строя. По мнению водителей, попытка заменить светофор сотрудником ГИБДД заканчивается плохо. "У него ведь одна задача - освободить свой участок. А что происходит на соседних, регулировщик не видит. И в результате загружает их", - подтверждает Игорь Дмитриев, зам. начальника системы "СТАРТ". Обычно поломки случаются из-за оттепелей, реактивов, которыми посыпают дороги, и... автомобилистов, наезжающих на стойки в гололедицу. В конце прошлого года сбито сразу 6 светофорных объектов - именно так теперь называется светотехника, регулирующая движение.

В городе круглые сутки горят 1480 "объектов". На отдельных висят от 3 до 30 собственно светофоров. За исправность тех, которые расположены за пределами Садового кольца, отвечает СМУ ГУВД г. Москвы. За 140 центральных и 113 магистральных - специалисты системы "СТАРТ". Все эти скучные подробности к тому, что У ГОРОДСКИХ СВЕТОФОРОВ НЕТ ОДНОГО ХОЗЯИНА. Их реконструкцией занимается "Доринвест". А решение об установке может "продавить" любая префектура. 287 светофорных объектов СМУ ГУВД уже пережили отпущенные им 10 лет жизни и могут перегореть в любой момент. Замена только одного стоит около 250 тыс. руб. И еще 85 тыс. руб. требуется на установку аппаратуры управления. Но на реконструкцию и строительство управление получает лишь десятую часть от требуемой суммы.

Техника, которой располагает "СТАРТ", несравнимо более продвинутая. Светофоры в центре заменены на современные. Они и живут на 5 лет дольше, и энергии потребляют меньше, и лишены "фантомного эффекта" - это когда при ярком солнце создается иллюзия, что горит не тот цвет, который на самом деле включен. Но проблема в том, что система "СТАРТ" создавалась (еще, между прочим, Совмином СССР в 1969 г. ) как прообраз суперсовременного управления движением: сидит человек за компьютером и водит мышкой по карте города, выведенной на монитор. Случается, допустим, авария - на экране загорается красная точка. Диспетчер немедленно переключает светофоры в другой режим работы и оповещает ближайшую патрульную машину о происшествии.

Все это для Парижа реальность, для Москвы - по-прежнему фантастика. На Садовом кольце, МКАД и постах-пикетах (о чем догадываются немногие) установлены видеокамеры. И на мониторах управляющего центра "СТАРТа" отчетливо видны все ЧП, возникающие на этих магистралях, и их виновники. Только "автоматики" и видеокамер еще очень мало, чтобы даже Садовое кольцо наблюдать "без купюр" и успешно координировать на нем движение. Не говоря уж про весь остальной город. Остро не хватает информационных табло с сообщениями о пробках и вариантах их объезда. Все еще в планах - введение системы управления на 10 столичных магистралях, которая позволит из Центра включать "зеленую волну" или, наоборот, временно блокировать перегруженные отрезки. Причина банальная - на оснащение системы "СТАРТ" Москва скупится. Порой доходит до абсурда. Например, город передал Центру 18 мкадовских табло. А денег на их содержание не выделяет. Техника капризная, ремонтировать у нас ее никто не умеет, закуплена во Франции по цене 50 тыс. долл. / шт...

Где дороги, там и аварии

С ДОРОГАМИ та же финансовая беда, что и со светофорами. Из 87,5 млн. м2 московских дорог починено около трети. Остальное приведут в порядок не раньше чем лет через 10-15. Правда, не исключено, что к тому времени придет в полную негодность уже отремонтированное. В городе растет дефицит магистралей в 300-400 км. А программа строительства 3-го транспортного кольца как раз в части решения этой проблемы резко свернута. Так уж совпало: как только Москва взялась "всерьез и надолго" заняться своими дорогами, так и потеряла 20% бюджета из-за нового порядка распределения налогов между регионами и Федерацией. Теперь вынуждена экономить.

И только проблема ДТП - не финансовая, а скорее законодательная. Инспектора вынуждены оформлять аварию дедовским способом, вручную. Ни фотография, ни съемка места происшествия законодательно не закреплены. Сегодня в отдельных случаях можно вывести слайды с записей видеорегистраторов системы "СТАРТ" со всеми фрагментами ЧП. А к делу их, к сожалению, не пришьешь. В результате, пока патруль доедет и составит протокол, ДТП успевает обрасти пробкой. А в новом Гагаринском тоннеле совсем уж нелепая история приключилась. За время оформления аварии, перекрывшей выезд, люди в тоннеле отравились выхлопными газами. Парадокс - но спросить не с кого. Инспектора действовали "строго по инструкции".

Из марсианской хроники

С ДРУГОЙ стороны, у нас нет бед, которые не упирались бы в финансы или в пробелы законодательства. В начале 90-х гг. в Москве прекратилось всякое строительство и на его реанимацию тоже не было денег и не хватало статей кодекса. Но отцы города справились с затруднениями: объявили задачу восстановления стройкомплекса своей идеологией и мобилизовали на ее выполнение всю вертикаль исполнительной власти.

Что касается пробок, создается впечатление, что МОСКОВСКАЯ ВЛАСТЬ НЕ ОТНОСИТ ИХ К РАЗРЯДУ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ГОРОДСКИХ ПРОБЛЕМ. Отдельной строкой в городском бюджете прописаны огромные суммы на улучшение экологии. Между тем ни для кого не новость - полупарализованные транспортные потоки наносят городу вреда больше, чем все вместе взятые вредные производства. Но никто не слышал о какой-либо программе борьбы с ними. По отдельности что-то делается, светофоры чинятся, дороги восстанавливаются. Но масштаб проблемы пробок таков, что требует экстремального внимания. А городские чиновники или отмалчиваются, или, когда город стоит до глубокого вечера, ругают ГИБДД. Как будто это парализованное - не Москва, а город на Марсе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно