Примерное время чтения: 4 минуты
146

Поющий Гамлет

В "НОВОЙ опере" премьера диковинной оперы "Гамлет" французского классика Амбруаза Тома. Первая заочная эмоция - чувство неловкости. Как так? Гамлет, принц датский, этот высокий ум, вот уже 400 лет бросающий вызов всему миру, вместо трагических размышлений поет лирические арии и сладкие любовные дуэты с Офелией? Потом - позитивное сомнение. Ведь пели же герои "Макбета", "Отелло" и "Фальстафа" под пером Верди? Интересно, как по-оперному прозвучит сакраментальное "Быть или не быть?" да еще на французском языке? Как будет сходить с ума Офелия и что споет Призрак отца?

ДЛЯ тех, кто в оперу не ходит и предпочитает узнавать о ней из газет, сообщим: версия Тома так же безнадежно далека от трагедии Шекспира, как Земля от Солнца. Ничего общего, кроме косвенно сохраненной сюжетной схемы да имен персонажей. Вместо философской саги о "квинтэссенции праха", вместо потоков крови и звона мечей в опере Тома перед нами наичувствительная семейная мелодрама с бесконечным выяснением отношений. В опере главный герой предстает романтически настроенным юношей, лирическим мечтателем, пылким влюбленным и несчастным сыном, но наделен при этом не тенором, как и пристало герою, а баритоном.

Путь "Гамлета" на сцену "Новой оперы" был тернист. Долгие годы замысел вызревал в тайниках души художника и естественным образом поставил Колобова перед необходимостью сокращения большой пятиактной оперы до формата двухактной. Из игры вышли такие персонажи, как отец и брат Офелии - Полоний и Лаэрт. За бортом оказались балетные сцены и другие музыкальные куски. На вопросы о купюрах Колобов отвечает, что при нынешнем темпоритме жизни опера не может идти пять часов. Он собственноручно сделал свою оркестровку музыки Тома. Ввел звучание саксофона в сцену "Мышеловки". В целом получилось стильно, хотя у автора, возможно, и были бы претензии.

Ставить спектакль начинал кинорежиссер Александр Сокуров, и результат вполне мог оказаться революционным для оперного жанра. Но, увы, два больших художника не смогли примирить какие-то творческие и человеческие противоречия. До премьеры "Гамлета" довели другой дирижер - Дмитрий Волосников и другой режиссер - Валерий Раку.

Пластический образ спектакля решен как красивый статуарный ритуал.

Занавеса нет. Оркестровая яма закрыта наклоненными к залу плитами с драпировкой и еловыми ветками и используется для действия. Впечатляют черно-золотистые костюмы хора и не очень - безликие костюмы протагонистов, особенно Офелии и Гертруды (художник спектакля - Марина Азизян). Замечательную световую партитуру разработал мастер своего дела Глеб Фильштинский. Оркестр размещен позади игровой площадки у самого задника, тем не менее именно он становится главным персонажем действа. Каким же филигранным искусником должен быть дирижер, чтобы сотворить такое с партитурой среднего достоинства (будем честны, музыка Тома вряд ли имеет значение сама по себе, вне театрального контекста). Трижды "браво" маэстро Волосникову за его работу - ювелирную, безупречную по стилистическому штриху, близкую к идеалу совершенства.

Еще один приятный сюрприз премьеры - певцы. Если раньше Колобов творил чудеса вопреки имевшимся в его распоряжении голосам средней руки, преодолевая сопротивление материала, то теперь, слава богу, ничего преодолевать не надо - голоса хороши и сами по себе, и в гармонии целого. Неожиданных успехов на втором отрезке своей карьеры достигла меццо-сопрано Елена Свечникова. Благодаря деликатному лиризму Владимира Кудашева басовая партия Клавдия прозвучала как легкое дуновение морского бриза - в образе убийцы-узурпатора преобладали эмоции рефлексии и раскаяния. Самых больших комплиментов за красивый лирический баритон, музыкальность и сценическую интеллигентность достоин в роли Гамлета дебютант Илья Кузьмин, вчерашний студент Гнесинской академии. Его принц датский, конечно, не из Шекспира, а из наших дней и очень напоминает современного тинейджера, запутавшегося в виртуальных сетях. Меломанам стоит запомнить и другое новое имя - Людмила Кафтайкина. Голос чистый и свежий, как ключевая вода, удивительно приятного тембра, без свойственного многим колоратурным сопрано визгливого стеклореза.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно