Примерное время чтения: 4 минуты
88

Не ходите, девки, в критики

ПРОФЕССИЯ "театральный критик" сегодня дисквалифицировалась. В нее ударилась масса любителей красивой жизни. А почему бы и нет? Ходи себе по бесплатным пропускам в театры и по тусовкам, небрежно здоровайся со знаменитостями. Потом такие люди (или те, кто так представляет себе работу театрального критика) берутся за перо. Результаты подобного писания можно в большом количестве наблюдать на страницах изданий самой разнообразной направленности: от светских до специализированных. Однажды телевизионная группа приезжала снимать премьеру спектакля "Мастер и Маргарита", и корреспондент честно признался ошалевшему администратору, что понятия не имеет, о чем данное произведение. "Какая сцена в спектакле наиболее выигрышная?" - "Сцена появления Воланда". - "Воланда? А это кто?"

Количество непрофессионалов в театральной критике за последнее время достигло угрожающих размеров. Порой создается впечатление, что писать и говорить о театре считает себя вправе буквально кто попало. Дабы избежать обвинений в снобизме, не стану утверждать, что театром должны заниматься исключительно театроведы. Думается, что не столь важно, что написано у человека в дипломе - "театровед", "журналист" или "филолог". Куда важнее, как это опять-таки ни банально, наличие профессиональных знаний и хотя бы некоторое умение складывать слова во внятные предложения. Поскольку, когда человек выдает в своих материалах нечто вроде "Обнаженное нутро рояля поставлено дыбом", "Единственный друг Гамлета - это саксофон, и именно здесь Штайн наиболее преуспел в собственной интерпретации" (прим. авт.: в оригинале текста нет упоминания о саксофоне), "Своей точной, технической алгеброй стреляющей драматургии он повергает кислую сумбурную гармонию графоманов", становится смешно.

Сложно сказать, является ли основной проблемой обучение, но момент этот очень важный. Ведь неспроста в минувшем сезоне театроведческий факультет РАТИ был переименован в "Факультет театроведения и театральной журналистики". Как справедливо заметил покойный ректор РАТИ Сергей Исаев, театроведение - это не профессия, а некий род знаний, и переименование и связанные с этим изменения в методике преподавания предприняты именно для того, чтобы готовить людей к конкретной профессии. Правда, пока неизвестно, увенчаются ли успехом данные благие начинания. Поскольку все зависит не только от уровня преподавания, но и от контингента поступающих на данный факультет, совершенно не стремящихся в дальнейшем послужить славному делу изучения театра или хотя бы пополнить ряды профессионалов, о театре пишущих. Пресловутая "красивая жизнь" им, родимым, покоя не дает. Странно было бы даже предполагать, что эти милые существа прочитали хотя бы пару книжек по специальности или посетили несколько постановок ведущих режиссеров.

Пришлось мне этим летом забрести на территорию РАТИ в разгар вступительных экзаменов. При внимательном вслушивании в разговоры во дворике театроведческого института волосы на голове тихо зашевелились. Любительницы "красивой профессии" взахлеб делились своими впечатлениями от спектакля "Иисус Христос - суперзвезда" Театра им. Моссовета, попутно хвастаясь количеством походов на данное творение (среднее число - 19). На этом их театральные пристрастия заканчивались, и уже не удивляло, что девушки на коллоквиуме в числе "Маленьких трагедий" Пушкина называли "Пиковую даму" и предполагали, что Макбет - это фамилия актера. Загадка, конечно (а скорее - проблема выбора на безрыбье у приемных комиссий РАТИ), как все-таки иным из них удается поступить? Но поступают же! Результат - см. выше.

Уж сколько раз твердили миру, что любая работа, в том числе и связанная с искусством, требует двух вещей: любви и профессионализма. Кому нужен актер, не умеющий правильно говорить и двигаться по сцене и отбывающий спектакль как тяжкую повинность? Кому нужен писатель, не имеющий в голове ни одной мысли и не высиживающий за письменным столом дольше пяти минут? Никому. И "красивая жизнь" в данном случае - миф, могущий рухнуть в одно мгновение. И с театральной критикой - та же самая история. Штучный это товар - хороший критик. И работа у него адская. А потому, наверное, взяв на себя бремя называться театральным критиком, имеет смысл принять правила игры, диктуемые этой профессией.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно