Примерное время чтения: 6 минут
218

Мир невидимый и неслышимый

У АЛЕНУШКИ большие выразительные глаза и длинные светлые волосы - прямо как у сказочной героини. Сейчас ей 10 лет. Бабушка уверена, что к 11 годам Аленушка прозреет - так нагадал ей какой-то колдун-прорицатель. Правда, врачи относятся к этому прогнозу скептически: они знают, что дефекты зрения с возрастом обычно только усиливаются. В Сергиевопосадском интернате для слепоглухих детей кроме Алены живут еще 134 ребенка. Всех их объединяет одно (вернее, два) несчастья: они не видят окружающий мир и не слышат его звуков...

Родители их любят сильнее

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ в Сергиевом Посаде существует 37 лет. Создавалась она ради эксперимента: требовалось доказать, что дети с ограниченным зрением и слухом так же социально востребованы, как и нормальные дети; они не менее успешно могут учиться и поступать в университеты. Эксперимент удался, хотя о полном успехе говорить не приходится: из всех выпускников интерната только единицы смогли осилить университетскую программу. Самые известные из них - Александр Суворов, доктор психологии, и Сергей Сироткин, кандидат философии. Оба закончили МГУ, о них многократно писали газеты.

Аналогов Сергиевопосадскому интернату нет на всем пространстве бывшего Советского Союза. Да и от зарубежных школ он отличается уникальностью своих методик. Дело в том, что в западном обществе реабилитация слепоглухих детей - сугубо социальная проблема. Считается, что, если ребенку-инвалиду создать комфортные условия жизни, он будет счастлив и больше ему ничего не надо. Но это же не так. "У нас шесть учебных программ, не похожих одна на другую, - говорит замдиректора Галина Епифанова. - Главное, что мы пытаемся сделать, - это научить ребенка говорить, общаться. Тогда он сможет учиться читать и писать. В принципе если у него сохранный интеллект, он в состоянии освоить все, что до него выработало человечество..."

Сохранный, то есть полностью нормальный, интеллект - лишь у четверых воспитанников интерната. У остальных он явно снижен: поражение органов зрения и слуха, как правило, влечет за собой поражение нервной системы. У 15 детишек - эпилепсия, у 10 - церебральный паралич. Кроме того, у них очень слабый иммунитет, и они часто болеют. "Большинство детей - отказные, - рассказывают педагоги. - Но есть и ребята из полных семей - их отдают нам на время учебы, а на каникулы забирают. Родители любят таких детей сильнее, чем нормальных, полноценных".

Классы здесь маленькие - от 3 до 8 человек. С каждым ребенком работают индивидуально, срока обучения как такового нет. За последние десять лет, например, у школы не было ни одного выпускника: никто за это время программу не осилил. Преподаватели получают по 500 руб. в месяц, санитарки - по 250. Бюджетного финансирования хватает только на зарплату, медикаменты и питание. Вся остальная помощь - спонсорская. "Наш корабль плывет благодаря добрым и отзывчивым людям", - считает Галина Константиновна. Недавно, например, получили муку из Германии. Летом возили всех воспитанников в Крым - за счет американских партнеров.

Виноваты экология и... медицина

ОТНОШЕНИЕ к детям здесь трепетное и деликатное. Кормят их буквально с ложечки: для слепоглухих питаться самостоятельно - уже проблема. На традиционной линейке каждый преподаватель стоит в окружении "своих" детей и на сурдоязыке, слегка касаясь их ладошек своими пальцами, объясняет, о чем говорит старший. Галина Константиновна объявляет всем радостную новость: 16 сентября одна из воспитанниц, Надя, выходит замуж. Жених родом из Коломны. Глухой парень, но живет в нормальной семье. По словам педагогов, случаются браки и среди воспитанников интерната. Вообще дети, живущие здесь, не выглядят глубоко несчастными и отчаявшимися. Они смеются, шутят и играют в свои незатейливые игры. "Понимаете, у них нет адекватной оценки своего состояния, - поясняет Епифанова. - Они не могут сравнить себя с другими, нормальными детьми". Может, оно и к лучшему. Во всяком случае, мой вопрос о том, бывают ли попытки суицида среди воспитанников интерната, педагогов удивил. Никто не припомнил ни одного случая за свою практику.

В последние годы, говорят, наблюдается просто вал детей со сниженным интеллектом. Причем не только у нас - по всему миру. Причины? Во-первых, успехи медицины. Врачи теперь в состоянии спасать "проблемных" детей - родившихся с маленьким весом или с какими-то аномалиями. Во-вторых, плохая экология. Одно Подмосковье чего стоит - практически вся научная работа военно-промышленного комплекса, включая химпроизводство и ядерные исследования, велась здесь. А Сергиевопосадский район сами работники интерната называют "клоакой Подмосковья" - на его территории находится могильник ядерных отходов. "Но все-таки самый опасный город в стране в плане экологии - Дзержинск Нижегородской области, - добавляют они. - Из-за химпроизводства все нормы там превышены в миллион раз. Из 135 наших воспитанников четверо - оттуда. Это о чем-то говорит...."

Основная проблема, с которой сталкивается Сергиевопосадский интернат, - трудовая занятость старших воспитанников. Кого-то из них можно было бы отдать на учебу в институт, как в былые времена, но вузы к этой идее относятся теперь без энтузиазма. Раньше выпускники шли работать на учебно-производственное предприятие Всесоюзного общества слепых. Зарплату там, говорят, платили больше, чем учителям. Теперь выпускники вынуждены "зависать" в родном интернате. Из них формируют трудовые группы. Работают по три часа в день - собирают мебельные гвозди и коробки для тортов. За каждую коробку местный хлебокомбинат платит по 5 коп. Разумеется, о больших доходах речи не идет: хорошо работающий воспитанник получает от силы 350 руб. в месяц. Но дело даже не в деньгах, а в том, что трудовая деятельность необходима им для социальной реабилитации. "Мы готовы взять любую ручную работу, пусть обращаются к нам, - просит замдиректора. - Можем вязать жгуты для автомобилей, собирать штепсели или розетки".

Еще в интернате есть гончарная мастерская, где на полках стоят десятки глиняных фигурок. Мое внимание привлекает "Похищение Европы". Я пытаюсь понять, что чувствует ребенок, который не видит и не слышит. "Они более тонко воспринимают окружающий мир, - убежден мастер Юрий Петрович. - И чутко реагируют на наше с вами состояние, перенимают наши качества, нашу манеру поведения..." И тут я понял: если человек не знает, в каком мире живет, он поневоле пытается подстроиться под тех, кто этот мир видит и слышит. Мы становимся ему примером для подражания, его единственной надеждой на то, что мир не обманет и не предаст.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно