Примерное время чтения: 4 минуты
149

Турпутевка за... 20 млн. долл.

ГЕРОЮ России космонавту-испытателю Сергею ЗАЛЕТИНУ 40 лет. Он 392-й в списке людей, побывавших за пределами Земли. Успел поработать и на российской станции "Мир", и на международной - МКС.

- СЕРГЕЙ Викторович, на воплощение мечты у вас ушло 20 лет: авиационное училище, летная практика, пять лет подготовки в отряде космонавтов. А ведь кто-то сегодня попадает на орбиту гораздо проще - заплатив 20 млн. долл. Вот готовится очередной коммерческий полет - космонавтом может стать солист группы "N Sync" Лэнс. Не обидно, что космические туристы обесценят вашу профессию?

- Кстати, Лэнс первоначально готовился в моем экипаже. Потом его сняли с программы: к определенному времени за него не заплатили. Но Лэнс вернулся в Звездный городок и, как я понял, за свои средства завершил обучение. Если он найдет деньги, не иcключено, что полетит в конце апреля - начале мая в составе следующей экспедиции. Станет третьим космическим туристом после Дэнниса Тито и Марка Шатлворта. Моя точка зрения такова: да, космонавтика - удел избранных. Не в том плане, что слишком одаренных, а вот перст Господний указал парню летать в космос, и он этого добивается. И почему бы то же самое не сделать людям, у которых есть деньги и здоровье позволяет? Это в какой-то степени расширяет диапазон участников программ. К тому же космический туризм для России - один из способов поиска средств, чтобы в это тяжелое время наша пилотируемая программа как-то могла выживать.

- Весной прошлого года мы утопили орбитальную станцию "Мир", честно проработавшую в космосе 15 лет. Вряд ли ее технический ресурс был выработан полностью. Вы были в составе последней "мирной" экспедиции?

- Честно говоря, я не думал, что станцию затопят. Обсуждалось два варианта: готовить к затоплению или к консервации. Мы на борту все сделали для первого и второго сценария развития событий. Но в душе был уверен, что через полгода на станцию полетит следующий экипаж. Увы, этого не произошло. Сыграли роль и финансовые проблемы страны, и идеологические. Львиная доля средств на работу сегодняшней Международной космической станции (МКС) идет из американского кармана. Поэтому американцы не хотели, чтобы параллельно с МКС работала и российская станция. Ну и мы не в состоянии были тянуть две космические программы: свою и международную.

- А нельзя было "Мир" за очень большие деньги сдать в аренду, например китайцам?

- Это автомобиль можно сдать, велосипед. Космическую станцию сдать в аренду можно только на тех условиях, что мы сами ею будем управлять, что наши люди будут туда летать. Почему? Потому что никто другой это сделать не в состоянии.

- Тогда, может, сдать в аренду нашу часть МКС?

- Мы являемся долевыми участниками в этом проекте, и, чтобы сдать в аренду свой блок в МКС, нужно согласие всех. Конечно, мы можем высказывать свою точку зрения, но только относительно российских сегментов. Но тем не менее принимать какие-то кардинальные решения без согласования с партнерами не можем.

- Странная у вас профессия. В космосе - недолго, на земле - в ожидании полета...

- В этом парадокс: когда мы находимся на Земле, тянет в космос, а когда мы в космосе, тянет домой. Поэтому, когда подходит время возвращаться на Землю, то, разумеется, стремишься скорее вернуться. А когда подходит время лететь в космос, тоже этого события ждешь. Когда я прилетел во второй раз на станцию, уже другую, прошло 2,5 года между первым и вторым полетами, но у меня создалось впечатление, как будто и не улетал отсюда, от звезд, как будто и не было этих 2,5 лет перерыва. Поэтому, хоть и хочется скорее домой, сидишь перед возвращением и думаешь: вернешься ли еще когда-нибудь. Космонавтика - очень жесткая отрасль и практически непредсказуема. Никогда не знаешь, будет ли у тебя еще один счастливый "билет".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно