aif.ru counter
41

Чему не учат в школе

АиФ Москва № 51 18/12/2002

Наши дети так и не научились жить в городе, где случаются теракты.

Заболеваемость московских подростков на 30% выше, чем в среднем по России. А физкультуре отводится всего два часа в неделю.

Интернет - это не игрушка, а источник знаний.

ВЗРОСЛЫЕ дяди и тети бурно обсуждают образовательный стандарт современного выпускника школы: что должно осесть в голове ребенка из биологии, математики или литературы. Несомненно, фундаментальные науки должны оставить свой след в молодых извилинах. Но всякое время вносит свои коррективы. Мы до сих пор не научили юных москвичей правилам поведения в большом городе, где можно столкнуться нос к носу с террористом или попасть в число заложников. Не научили ценить свое здоровье. Пустили подростков в свободное плавание в виртуальный мир. Физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и информатика в столичных школах до сих пор считаются малозначимыми или разгрузочными предметами. А ведь именно они в мегаполисе должны преподаваться с особенным вниманием.

Спорт - для галочки

"КАК я могу развивать физические способности моих учеников, когда зимой температура в зале ненамного выше, чем за окном, а пол каждый год прогнивает из-за протечек старых труб в подвале?" - спросил меня знакомый физрук, проработавший в школе уже более 30 лет. На спортинвентарь денег не хватает, они всегда уходят на более важные цели - ремонт классов, смену парт и т. д. Учитель должен быть настоящим фанатом своей профессии, чтобы значимость физкультуры возросла в глазах руководства школы, учеников и их родителей. Конечно, есть замечательные педагоги, не только интересно проводящие уроки, но и постоянно подбивающие ребят на лыжные, горные, речные походы. Но это скорее исключение из правил. А так - это самые скучные уроки. Традиционный инвентарь, традиционный набор нормативов. Идея здорового образа жизни так и не стала национальной. И мы с завистью смотрим на тех же американских подростков, например, в прямом смысле слова вытянувшихся в длину от упорных занятий баскетболом, плаванием, от обязательных каникул в спортивных лагерях.

Медики тяжело вздыхают, когда речь заходит о здоровье подрастающего поколения, потому что у подавляющего числа школьников есть не только кариес и проблемы с желудком из-за чизбургерно-кока-кольной диеты, но и отклонения в работе нервной и костно-мышечной систем. Классным руководителям родители приносят пачками справки с самыми различными диагнозами, и иногда отвод от физры получает полкласса. А между тем жалкие два часа в неделю, отводимые столичным Департаментом образования, - последняя преграда перед полным попустительством в отношении физического развития детей. Но, судя по обсуждению стандартов образования, физкультуру вообще собираются не засчитывать как урок. Так что вырастет ребенок хилым или здоровым - скоро будет зависеть исключительно от мудрости и здравого смысла родителей.

Масяня - это не весь Интернет

КОМПЬЮТЕР уже лет десять считается у детей лучшим подарком на день рождения. Но вот используется он практически всегда только для многочасового играния в "стратегии", "стрелялки" и "бродилки". Школьный предмет информатика тоже не стал для школьников мудрым проводником в виртуальный мир. Да и куда ему: по данным Департамента образования Москвы, в 75% столичных школ компьютеры надо менять, устаревшие модели не имеют никакого отношения к современности. И пока на это найдутся деньги - или спонсорские или бюджетные, учитель будет вынужден на пальцах объяснять, как работают компьютер, программы и что такое Интернет. А между прочим, Всемирная паутина - это не только гигантская кладовая рефератов и мультиков про Масяню. При желании и умении (ни того ни другого у подростков часто нет) здесь можно найти словари, самую разнообразную литературу, сайты музеев, галерей. А также самому узнать, какие требования предъявляют к абитуриентам не только российские, но и зарубежные высшие учебные заведения, послать запрос и, может быть, получить возможность бесплатно уехать в один из престижных университетов мира. Но даже в тех московских школах, где есть последние модели компьютеров и выделенная линия Интернета, учителя не всегда представляют себе все возможности компьютеров и Сети, и далеко не каждый преподаватель в состоянии объяснить ученику, как создать свою страничку в Интернете и что такое дистанционное образование.

И наконец, многострадальный предмет - основы безопасности жизнедеятельности. Сейчас он преподается только в 10-м и 11-м классах и по большей части сводится к ничегонеделанию. И подросток никогда не узнает на этом уроке, какие статьи Уголовного кодекса относятся к действиям несовершеннолетних, как оказать первую медицинскую помощь, под какие предметы может быть замаскирована бомба и куда дети могут обратиться за психологической поддержкой. Зато старый военрук в красках распишет последствия атомного взрыва и заставит весь класс играть в "слоников" - маршировать в противогазах.

В качестве постскриптума хочется задать риторический вопрос. Как можно говорить о реформах в школьном образовании, если подавляющее число учителей - женщины предпенсионного возраста, много лет преподающие по привычной и стандартной программе. А для них, как вы понимаете, все нововведения - это лишняя головная боль и ненужная трата времени. Но проблема учительского состава - проблема еще большая, чем устаревшее содержание школьных предметов.

ПО ДАННЫМ московского Комитета здравоохранения, у 88,6% столичных школьников - кариес, к 15 годам зрение детей, имеющих пониженную остроту зрения, ухудшается в 3,5 раза, до 18% московских детей и подростков являются инвалидами (из них 7,7% имеют заболевания опорно-двигательного аппарата), заболеваниями желудочно-кишечного тракта страдает каждый третий школьник.

В СТОЛИЧНЫХ школах 28% учителей - пенсионеры (в прошлом учебном году их было 24%), лишь 2% учителей - молодые специалисты (в прошлом году их насчитывалось 4%), соотношение мужчин и женщин в педагогическом коллективе: 15% и 85%.

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат МГД:

- В ШКОЛЬНОМ курсе до сих пор нет таких актуальных предметов, как, например, "Курс выживания в городе". Я имею в виду информацию о терроризме, взрывах и бомбах, поведении в экстремальных ситуациях. Кроме того, обилие информации, которую сегодня пытаются сложить в детские головы, приводит к тому, что школьник не в состоянии эту информацию обработать, не говоря уже о том, чтобы ее применять. У нас не учат учиться, а дают конкретные знания, что, на мой взгляд, сегодня абсолютно устаревший подход. А ведь сейчас есть столько возможностей для обучения - Интернет, обилие книжных изданий, телевидение. Проблема в том, как найти нужную информацию, и именно учитель должен научить ученика ориентироваться в современном мире.

Инга ГРЕБЕШЕВА, гендиректор Российской ассоциации "Планирование семьи":

- В ШКОЛЬНОЙ программе обязательно должен быть предмет "Половое воспитание", но речь на таких уроках будет идти вовсе не об интимных отношениях подростков. Существует множество других проблем, о которых подрастающему поколению сейчас просто не с кем поговорить. На совместных уроках имеет смысл говорить о психологии общения, о взаимоотношениях между юношами и девушками, почему зачастую они не могут понять друг друга, в старших классах не обойтись без ликбеза о заболеваниях, передающихся половым путем, и способах контрацепции. ПЯТИ-ШЕСТИ УРОКОВ В ГОД будет вполне достаточно, но вести занятия должен специально обученный ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ или ВРАЧ. А с личными проблемами школьник может обратиться в один из многочисленных подростковых центров или в психологическую консультацию, адреса и телефоны которых хорошо было бы вывесить на школьной доске объявлений.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы