aif.ru counter
39

Актриса не из того века

АиФ Москва № 38 18/09/2002

ГАЛИНУ ТЮНИНУ, известную молодую актрису "Мастерской Петра Фоменко" (более десятка различных премий, среди которых грант "Триумфа", "Золотая маска" 2002 г., Госпремия России), тем не менее не назовешь суперзвездой. Ее не узнаешь в толпе - никакой косметики, гладкая прическа, неброская одежда. В ее манере общения - очень интеллигентной, с невызывающим, но очевидным чувством собственного достоинства - ощущаешь иные, ушедшие эпохи - век XIX, Серебряный век. И случайно ли среди ее театральных ролей - героини Блока, Цветаевой, Гумилева, Толстого, Тургенева, а в кино - великая балерина прошлого Ольга Спесивцева ("Мания Жизели"), супруга Бунина Вера Николаевна ("Дневник его жены")? Что думает по этому поводу сама актриса?

- С ДЕТСТВА театр мне казался удивительным, прекрасным миром, хотелось жить в нем. До сих пор помню, как играла в подмосковной школьной студии Электру, и это было абсолютное счастье. Раз испытаешь - и "отравлен" навсегда. Это идиллическое восприятие профессии сохранилось. Видимо, еще и потому, что этому способствует атмосфера, созданная Петром Наумовичем Фоменко. Как и в любом театре, у нас бывает по-разному, как прожить без проблем? Но все проходит в какой-то мягкой, интеллигентной форме. Кстати, мы играем в ограниченном пространстве, без сценической площадки. Совсем другая связь возникает со зрителем.

...Есть зритель, который приходит, как к старым знакомым, изначально настроенный доброжелательно, в состоянии открытости, он является твоим другом. Такой способен не просто попытаться понять, что мы делаем, но и что-то, быть может, простить. Но мне интересен и другой зритель, "не наш", в чем-то настороженный, напряженный, пришедший впервые и совсем нас не знающий. Это не то что игра на преодоление. Интересны и те, кто кашляет, ерзает, вздыхает, потому что увлекает сам процесс погружения в человека, изначально настроенного не на твою волну. Даже начинаешь фокусироваться на таких и для них играешь. Театр же вообще, по-моему, должен поднимать человека, давать возможность взглянуть на жизнь отстраненно, более выпукло, не с кухни.

...О славе вообще не думала. Наверное, хорошо, если на улицах узнают, но я думаю, да и слышала от иных наших актеров, какой это тяжкий крест - популярность. Слышала, поверьте, много горького. Предпочитаю быть широко известной в узких профессиональных кругах. Быть все время достоянием кого-то - это значит не быть собой, не иметь возможности, или почти не иметь, принадлежать себе, да и просто выглядеть так, как тебе в этот момент хочется, соответственно твоему внутреннему состоянию, настроению. Я и представить не могу: вышла пройтись, может, на душе нехорошо, а кругом узнают...

Всегда отдаю предпочтение тем артистам, которым удается при огромной популярности оставаться незаметными, скромными, хотя это, наверно, банальное слово, адекватными самим себе, собственному к себе отношению, восприятию себя. Тем, которые умеют хранить тайну профессии, не выбалтывают ее, потому что это именно тайна.

В актере обязательно должна быть тайна, которой он не станет делиться. И поэтому научить актерству невозможно. Можно дать школу, ремесло, объяснить что-то, чтобы человек овладел профессиональными навыками, движением, речью, пластикой. А как научить тайне? Таланту? Актерство - это способность мощно воздействовать на людей, а как этому научить? Для этого надо прежде всего овладеть самим собой, а это самая сложная задача, для многих невыполнимая.

Наверно, я и правда "избалована" несовременными героинями. Вот и роль жены Бунина - это же такая красивая и страстная история любви к великому художнику, к гению и в то же время - его любви. А героиню с сегодняшней улицы играть пока не интересно. Сейчас, по-моему, вообще время без героев. А те типажи, что есть в кино, театре, они просто повторяют внешние обстоятельства той жизни, в которой все мы живем. Они ничего не определяют - ни проблем, ни образа мыслей, ни направления времени. Хотя внешне это, наверное, бизнесвумен, фотомодели, жены новых русских. А героиню с внутренней человеческой душевной перспективой, сутью я не нахожу. Обидно, что сегодня фотомодель или поп-звезда может вдруг объявить себя актрисой, что актерство - это вроде такого заведения, куда можно войти, быстро что-то там сделать и даже прославиться. Культура профессии уходит.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы