Примерное время чтения: 4 минуты
84

Спальный район с компьютерным уклоном

ЧЕТЫРЕХСОТЫЙ автобус бежит от метро "Речной вокзал" до Зеленограда полтора часа. Десятый в списке округ находится в сорока километрах от центра столицы. По сути своей Зеленоград давно стал большим спальным районом: все трудоспособное население просыпается в пять утра, чтобы отправиться на заработки в столицу.

ИСТОРИЯ Зеленограда начинается в 1958 г. Чтобы расселить очередников послевоенных коммуналок и одновременно создать комплекс электронной промышленности, решили построить новый город в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги. Количество "электронных" центров достигло пятидесяти. Вот только сегодня большинство из них пребывает в глубоком анабиозе.

Чемодан без ручки?

ЧТОБЫ очередники охотнее расставались с коммуналками, им сохранили в паспорте московскую прописку и установили телефоны с московскими номерами. Но сегодня цены на жилье в Зеленограде не превышают стоимости квартир в московских "хрущевках". Зеленоградцы чувствуют себя москвичами по прописке в паспорте, телефонной связи, налогам, идущим в московский бюджет, ценам на продукты питания. Когда же речь заходит о медицинском обслуживании, о получении образования, о профессии, то здесь люди оказываются в роли жителей Подмосковья. Такое "раздвоение личности" переживают 200 тыс. чел.

Есть ли перспективы у города, который для Москвы что чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко? Быть может, город, который де-факто живет по областным законам, следует отдать Подмосковью? Вот что говорит депутат Московской городской думы Ирина Рукина: "Несмотря на приличное расстояние от Москвы, Зеленоград - это, безусловно, Москва. Все зеленоградские программы финансирует столица. В Зеленограде работает особая московская система льгот, скажем, предприятия освобождены от налога на имущество. Да, глубочайший системный кризис привел к тому, что в начале 90-х все предприятия электронной промышленности здесь остались без госзаказа. По подсчетам экономистов, для развития зеленоградской электроники потребуется 17,5 млрд. руб. К сожалению, доля городского бюджета может составить всего 4,2 млрд. руб. Остальное - инвестиции. Пока мы не знаем, что это будут за инвесторы. Но поставленную задачу - выход на продукцию конечного спроса - решать все равно придется. Сегодня в Зеленограде производятся лишь комплектующие. А потом мы закупаем в Китае свою же продукцию. Нелепо, правда?!"

В правительстве Московской области тоже нет никакой заинтересованности, чтобы Зеленоград стал областным городом. К чему бороться за лишние проблемы? Область получает с Зеленограда земельный и экологический налоги - и это ее устраивает.

Успеть в последний вагон?

НО ЕСТЬ ли у зеленоградской электроники перспективы, при том, что она ориентирована на ВПК, что нашей бытовой электронике придется пробиваться на внутренний и внешний рынки, уже заваленные дешевой тайваньской техникой? Неизвестно, где взять стартовый капитал и где искать инвесторов. А вот что рассказал нам зам. префекта по науке Юрий Квитко:

- Весь мир сегодня переходит на стандарт микросхемы в 0,5 мк. А в Зеленограде делают схемы в 0,8-1 мк. Нам грозит отставание. Сегодня до 60% продукции двух зеленоградских предприятий вывозят в страны Азии. Когда мир перейдет на совсем мелкие микросхемы, наша продукция не будет нужна даже странам "третьего мира". Поэтому нужно торопиться. Сейчас зеленоградские предприятия разделались с долгами. Но вот на развитие денег нет. Думаю, нужно искать варианты взаимодействия государства и бизнеса, как это происходит во всем цивилизованном мире. Тот же "Боинг" выигрывает конкурс на создание новой машины - именно у государства. Но в России нет подобных коммерческих структур. Все наши "коммерсанты" заняты лишь продажей сырья. Если так будет продолжаться и дальше, на электронике придется ставить крест. Электрочайники, утюги и будильники еще допустимо закупать в Китае. Но не закупать же нам за рубежом оружие?!

Полгода назад премьер-министр Михаил Касьянов вручил одному из предприятий правительственную премию как наиболее перспективному из российских предприятий. Зеленоградская префектура, окрыленная тем, что стратегические успехи города заметили "федералы", уже расслабилась и не спешит решать проблемы тактического характера. Об этом я думала, когда выстаивала длинную очередь, ожидая автобус на Москву. К примеру, зачем чиновникам специально заниматься транспортным сообщением между столицей и Зеленоградом? Ведь когда отечественная электроника встанет на ноги, люди перестанут ездить на заработки в Москву и проблема очередей на автобусных остановках решится сама собой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно